Техника экстренного торможения для новичков.

Разговоры на ВСЕ темы (в т.ч. пиво, девочки, фисташки)...
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
maxys146
На форуме: 11 Лет 5 Месяцев 15 дней
Сообщения: 22634
Зарегистрирован: Чт ноя 15, 2012 09:34
Откуда: msk
Имя: Макс
Мотоцикл: Motocross only
Пол:
Контактная информация:

Техника экстренного торможения для новичков.

#1 Сообщение maxys146 » Пн окт 14, 2013 10:09

Чего-то сегодня не спалось, решил подкинуть говна на вентилятор подытожить свои знания по поводу экстренного торможения на мотоцикле. Итак:
Сейчас мы будем говорить экстренное торможение на прямой. Именно ЭКСТРЕННОЕ и именно на ПРЯМОЙ, когда мотоцикл расположен строго вертикально а под колесами более-менее приличный асфальт. Маневрирование и торможение в поворотах это отдельная тема, поэтому мы ее пока не рассматриваем, возможно в дальнейшем я и напишу про это если кому-то будет интересно.

Итак наша задача максимально эффективно остановиться без ущерба здоровью, любыми приемлимыми способами.

Для начала развеем несколько мифов и откажемся от стереотипов.

1. «Я вижу что не успеваю оттормозиться и ложу мотоцикл.» — самая бредовая отговорка пилота который не справился с управлением и просто напросто упал. Железо и пластик скользят по асфальту намного лучше резины и мотоцикл на боку летит как по льду. Вывод — мотоцикл «ложить» нельзя ни в коем случае, упал — улетел еще дальше.

2. «Передний тормоз главный, так везде пишут, пользуюсь только им.» Очередное заблуждение. Передний тормоз главный, но не единственный. Наверное инженеры проектирующие мотоциклы не дураки и не станут просто так от балды ставить на мот задний тормоз. Задний тормоз малоэффективен при экстренном торможении именно как тормоз, он играет немного другую роль о которой мы поговорим позже.

3. «Тормозить двигателем эффективнее чем задним тормозом.» Тоже заблуждение. Вот в этом пункте обычно начинаются холивары и крики что «ты просто не умеешь тормозить двигателем!!!» Давайте разберемся. Что такое по сути свое торможение? Это создание сопротивления вращению колеса. Если это сопротивление превышает силу сцепления колеса с дорогой, то колесо блокируется, то есть идет юзом. Если сопротивление мало то торможение неэффективно. Значит надо найти ту грань при которой мы создадим максимальное сопротивление вращению колеса не потеряв при этом сцепления с дорогой. Максимальный эффект торможения достигается при работе тормозом на грани срыва колеса. Двигателем это сделать попросту невозможно. Во-первых: сопротивление двигателя неравномерно и никак не контролируется нами. Например на одной передаче при уменьшении скорости сопротивление двигателя уменьшается, а при уменьшении скорости до холостого хода двигатель напротив будет пытаться разогнать мотоцикл. Во вторых: Если все-же отщелкивать передачи вниз со сцеплением то в моменты выжима сцепления мы полностью теряем сопротивление вращению колеса. Так-же при переключении получаем ступенчатое торможение. То есть отщелкиваем 6 передач, получаем 6 рывков в торможении каждый из которых далек от торможения на гране срыва. Добиться равномерного и эффективного торможения можно только тормозом. Проведите простой эксперимент. На площадке разгонитесь например до 40км/ч и попробуйте оттормозиться ТОЛЬКО двигателем. И сделайте то-же самое ТОЛЬКО тормозом. Заодно убедитесь что блокировка заднего колеса на прямой совершенно не страшна))

Немного теории. Всем известно что чем лучше сцепление с асфальтом тем эффективнее можно тормозить. А так-же что наиболее эффективный тормоз это передний. Значит прежде чем начать торможение надо попытаться улучшить сцепление его с дорогой. Причем делать это надо до начала торможения передним тормозом, в противном случае из-за слабого сцепления переднего колеса с дорогой мы рискуем сорвать его в юз. Это можно сделать только увеличив давление шины на асфальт. На мотоцикле это значит перенести вес на переднюю часть мотоцикла. Можно конечно попросить кого-то сесть на бак, но боюсь на ходу сделать это будет проблематично:) Значит единственный способ этого добиться это создание отрицательного ускорения, то есть торможения. Тогда центр тяжести системы мотоцикл-пилот смещается немного вперед, тем самым сжимая переднюю вилку и увеличивая давление покрышки на асфальт.

Однако мы говорили что создать это давление надо перед торможением передним тормозом. Есть 3 способа этого добиться.

1. Сбросить газ, так называемое торможение двигателем. Однако он не всегда подходит. Например если тормозить понадобилось тогда когда мы только что переключились на повышенную передачу. А на низких оборотах торможение двигателем неэффективно. Сбрасывать передачу вниз? Теряем драгоценное время.

2. Плавно начать тормозить передним тормозом. Неплохой вариант, но грозит тем что экстренном торможении можно запросто сорвать переднее колесо еще в самом начале торможения.

3. Задний тормоз. Ну вот наконец и главный помощник в этом деле. Задача заднего тормоза при экстренном торможение это вовсе не торможение как таковое, в этом плане он малоэффективен. А вот его тормозного усилия вполне достаточно чтобы придать мотоциклу отрицательное ускорение и тем самым загрузить переднюю вилку увеличив сцепление переднего колеса с асфальтом.

После того как мы загрузили передок можно уже приступать непосредственно к торможения передним тормозом. Резко давить на него не надо, это опять-же приведет к блоку колеса или стоппи если передок хорошо загружен и хорошая резина.

А нужно-ли выжимать сцепление? Я считаю что нужно. В экстренном торможении двигатель будет только мешать торможению по причинам описанным выше. Тратить время на переключение передач неразумно, отвлекаться на обороты тоже.

Собственно сама техника:
Одновременно выжимаем сцепление и задний тормоз, тем самым нагружая перед мотоцикла. через доли секунды, практически сразу-же за этим начинаем выжимать передний тормоз, быстро но плавно, постоянно увеличивая усилие. Чем сильнее тормозим тем больший вес переходит с заднего колеса на переднее, так что не удивительно что в какой-то момент заднее колесо сорвет и оно уйдет в юз. Ничего страшного, тормоз можно не отпускать до полной остановки мотоцикла, а можно и отпустить слегка и восстановить ему сцепление с асфальтом, но при условии что зад не увело в сторону, иначе при восстановлении сцепления может очень хорошо кинуть в сторону, а там и до хайсайда недалеко)

Загружаем перед и только после этого тормозим. Почти одновременно. Никаких длинных пауз. Это аксиома. Это надо постоянно отрабатывать на площадке до полного автоматизма. Чтобы не было такого «Да я вроде знал, а тут чо-то растерялся...».
Как всегда жду какашек(от адептов торможения двигателем) и комментариев :smile9:
Последний раз редактировалось maxys146 Пн окт 14, 2013 10:09, всего редактировалось 2 раза.
Учись ездить, а не гонять!

Аватара пользователя
russkiy negr
На форуме: 12 Лет 7 Месяцев 23 дней
Сообщения: 1077
Зарегистрирован: Чт сен 08, 2011 18:23
Откуда: москва
Имя: денис
Мотоцикл: сузуки Б-Кинг
Пол:

Re: Опять мысли... Уже про торможение...

#2 Сообщение russkiy negr » Пн окт 14, 2013 10:18

да всем пофиг.
van lov van brov.

Danyt
На форуме: 11 Лет 8 Месяцев 21 дней
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: Пт авг 10, 2012 14:11
Откуда: Москва
Имя: Никола
Мотоцикл: Чоппер, вроде как
Пол:

Re: Опять мысли... Уже про торможение...

#3 Сообщение Danyt » Пн окт 14, 2013 10:18

абс спасет мир :triniti:

Centner
На форуме: 14 Лет 5 Месяцев 13 дней
Сообщения: 6191
Зарегистрирован: Ср ноя 18, 2009 03:24
Откуда: Московский Ленинского р-она Московской области
Имя: Адюша
Мотоцикл: Regal Raptor
Пол:
Контактная информация:
Забанен: Бессрочно

Re: Опять мысли... Уже про торможение...

#4 Сообщение Centner » Пн окт 14, 2013 10:20

Не читал, но осуждаю...

Аватара пользователя
Billy.Bob
На форуме: 10 Лет 10 Месяцев 14 дней
Сообщения: 6551
Зарегистрирован: Ср июн 19, 2013 09:15
Откуда: Мск, Замоскворечье
Имя: Вовка
Мотоцикл: ZX-6R + ST150
Пол:
Контактная информация:

Re: Опять мысли... Уже про торможение...

#5 Сообщение Billy.Bob » Пн окт 14, 2013 10:31

maxys146
Многа букав )))))))
Я торможу так:
Одновременно нажимаем задний и передний тормоз.
Задний практически максимально, при возникновении блокировки ослабляем (По личному опыту, блокировка заднего колеса начинается при скоростях менее 60 км/час).
Передний нажимаем плавно с прогрессирующим усилием.
Сцепление лично я НЕ выжимаю.
Последний раз редактировалось Billy.Bob Пн окт 14, 2013 10:31, всего редактировалось 1 раз.
- Ass, Gass or Grass nobody rides for FREE

Аватара пользователя
Jenion

Участник 4го слета Мотофорума Участник 5го слета Мотофорума
На форуме: 10 Лет 11 Месяцев 19 дней
Сообщения: 2048
Зарегистрирован: Вт май 14, 2013 18:19
Награды: 2
Откуда: Москва, ВАО
Имя: Женёк
Мотоцикл: R6==> Ninja ZX-10R ==> CBR600RR==> CBR1000RR +WR450
Пол:
Контактная информация:

Re: Опять мысли... Уже про торможение...

#6 Сообщение Jenion » Пн окт 14, 2013 10:34

Я делаю так: Еду, еду, тут резко надо затормозить: Передний нажимаю плавно с прогрессирующим усилием при этом одновременно жму по заднему тормозу, затем выжимаю сцепление, как правило всегда заднее колесо блокируется, идет юзом, если чувствую щас упаду на долю секунды отпускаю тормоза и тут же опять проделываю данную операцию. Как-то так :-)
настоящую скорость можно переключать только ногой :)

Аватара пользователя
roms

Участник 1го слета Мотофорума Участник 2го слета Мотофорума Участник 3го слета Мотофорума Участник 4го слета Мотофорума Участник 5го слета Мотофорума
сНежный ДикОбраз
На форуме: 20 Лет 1 Месяц 22 дней
Сообщения: 5471
Зарегистрирован: Вт мар 09, 2004 17:50
Награды: 5
Откуда: Питер
Имя: Роман
Мотоцикл: ТДМ 850(3), микроб 4х4 mazda frehdi
Пол:
Контактная информация:

Re: Опять мысли... Уже про торможение...

#7 Сообщение roms » Пн окт 14, 2013 10:48

maxys146 писал(а):Одновременно выжимаем сцепление и задний тормоз, тем самым нагружая перед мотоцикла.
я б сказал по другому: нажимаем задний тормоз, тем самым нагружая перед мотоцикла, когда двигатель начнет кашлять поджимаем сцепление, переходим на передний, постепенно ослабляя нажим на задний
Последний раз редактировалось roms Пн окт 14, 2013 10:48, всего редактировалось 1 раз.
куча людей начали с мегакубатур,спортов и счастливо ездят.В разы больше,кто жестоко пожалел об этом

Аватара пользователя
BMSeer
На форуме: 13 Лет 1 Месяц
Сообщения: 17454
Зарегистрирован: Ср мар 30, 2011 17:22
Откуда: Москва
Имя: Матвей
Мотоцикл: KVmaxRS Raid
Пол:

Re: Опять мысли... Уже про торможение...

#8 Сообщение BMSeer » Пн окт 14, 2013 10:49

"Мы наладчики, мы шофера и профессора, с негодованием и гневом, решительно и сурово- ОСУЖДАМ! Или ОДОБРЯМ! В общем РАЗДЕЛЯМ!"
Мизантроп- вымахер- шлю все на ...!

Аватара пользователя
roms

Участник 1го слета Мотофорума Участник 2го слета Мотофорума Участник 3го слета Мотофорума Участник 4го слета Мотофорума Участник 5го слета Мотофорума
сНежный ДикОбраз
На форуме: 20 Лет 1 Месяц 22 дней
Сообщения: 5471
Зарегистрирован: Вт мар 09, 2004 17:50
Награды: 5
Откуда: Питер
Имя: Роман
Мотоцикл: ТДМ 850(3), микроб 4х4 mazda frehdi
Пол:
Контактная информация:

Re: Опять мысли... Уже про торможение...

#9 Сообщение roms » Пн окт 14, 2013 10:55

Jenion писал(а):как правило всегда заднее колесо блокируется, идет юзом,
это как правило следствие раннего выжатого сцепления и пережатого тормоза

Добавлено спустя 2 минуты 3 секунды:
CentnerBMSeerкукурузники
Последний раз редактировалось roms Пн окт 14, 2013 10:55, всего редактировалось 1 раз.
куча людей начали с мегакубатур,спортов и счастливо ездят.В разы больше,кто жестоко пожалел об этом

Аватара пользователя
Jenion

Участник 4го слета Мотофорума Участник 5го слета Мотофорума
На форуме: 10 Лет 11 Месяцев 19 дней
Сообщения: 2048
Зарегистрирован: Вт май 14, 2013 18:19
Награды: 2
Откуда: Москва, ВАО
Имя: Женёк
Мотоцикл: R6==> Ninja ZX-10R ==> CBR600RR==> CBR1000RR +WR450
Пол:
Контактная информация:

Re: Опять мысли... Уже про торможение...

#10 Сообщение Jenion » Пн окт 14, 2013 10:56

roms писал(а):это как правило следствие раннего выжатого сцепления и пережатого тормоза
У меня в моём случае - это пережатого тормоза ;-)
Я сам это понимаю, но при экстренном торможении порой ничего поделать не могу...
Последний раз редактировалось Jenion Пн окт 14, 2013 10:56, всего редактировалось 1 раз.
настоящую скорость можно переключать только ногой :)

Centner
На форуме: 14 Лет 5 Месяцев 13 дней
Сообщения: 6191
Зарегистрирован: Ср ноя 18, 2009 03:24
Откуда: Московский Ленинского р-она Московской области
Имя: Адюша
Мотоцикл: Regal Raptor
Пол:
Контактная информация:
Забанен: Бессрочно

Re: Опять мысли... Уже про торможение...

#11 Сообщение Centner » Пн окт 14, 2013 10:58

БМСир ждет статью про ускорение, у него кувалда )

Добавлено спустя 48 секунд:
Jenion тогда у тебя двигатель глохнуть должен
Последний раз редактировалось Centner Пн окт 14, 2013 10:58, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
DublYou
На форуме: 11 Лет 9 Месяцев 29 дней
Сообщения: 2675
Зарегистрирован: Ср июл 04, 2012 13:16
Откуда: Москва
Имя: Игорёк
Мотоцикл: ZX-14
Пол:

Re: Опять мысли... Уже про торможение...

#12 Сообщение DublYou » Пн окт 14, 2013 11:03

Много букв, читать в падлу...торможу тормозами как и положено + коробка...

Аватара пользователя
Tenzor
На форуме: 11 Лет 2 Месяцев 22 дней
Сообщения: 5978
Зарегистрирован: Ср фев 06, 2013 11:29
Откуда: Москва
Мотоцикл: MV F4&Rivale
Пол:
Контактная информация:
Забанен: Бессрочно

Re: Опять мысли... Уже про торможение...

#13 Сообщение Tenzor » Пн окт 14, 2013 11:03

Jenion писал(а):Я сам это понимаю, но при экстренном торможении порой ничего поделать не могу...
Тоже также торможу, иногда такие прикольные черные синусоиды получаются на асфальте. :)))
Последний раз редактировалось Tenzor Пн окт 14, 2013 11:03, всего редактировалось 1 раз.
Живу я тут.

Аватара пользователя
BMSeer
На форуме: 13 Лет 1 Месяц
Сообщения: 17454
Зарегистрирован: Ср мар 30, 2011 17:22
Откуда: Москва
Имя: Матвей
Мотоцикл: KVmaxRS Raid
Пол:

Re: Опять мысли... Уже про торможение...

#14 Сообщение BMSeer » Пн окт 14, 2013 11:09

Centner писал(а):БМСир ждет статью про ускорение, у него кувалда )
Гыы)) И торможу я об препятствия, которые разлетаются :rofl:

Кстати оттормозиться на кувалде - неизгладимые впечатления, особенно, если вдруг понадобится экстренно)))) Зад заблокировать оооочень сложно)
Последний раз редактировалось BMSeer Пн окт 14, 2013 11:09, всего редактировалось 1 раз.
Мизантроп- вымахер- шлю все на ...!

Аватара пользователя
Евген400
На форуме: 12 Лет 9 Месяцев 11 дней
Сообщения: 1361
Зарегистрирован: Пт июл 22, 2011 15:06
Откуда: Москва, Строгино
Имя: Евгений
Мотоцикл: Honda VTR1000F , Kawasaki KLX 250
Пол:

Re: Опять мысли... Уже про торможение...

#15 Сообщение Евген400 » Пн окт 14, 2013 11:12

не работает это экстренное торможение на грунте под листочками. все равно мопед летит в дерево, а ты отпрыгиваешь в сторону, чтобы не встретить ствол крепкий)

Ответить