Автогражданка: уроки Чехии :: Мото фоРУм.RU - Место где общаются байкеры. Мото Новости
Мото фоРУм.RU  - Место где общаются байкеры. Мото Новости    
    Сделать стартовой | Добавить в мои закладки  
.
Меню сайта
Поиск
Реклама

Реклама Гугла
Счетчики


Motonews
Как американцы GS возродили

К Южному Полюсу со скоростью 135 км/ч!

Британские мотоциклисты выиграли борьбу с мэром

Именно такой мотоцикл должен быть у Терминатора

KillaCycle установил очередной рекорд

Ducati готовит новую Multistrada

Dan Gurney показывает двухлитровый Instigator

Швейцарский электроцикл на льду

Проведено исследование покупательских отказов

Triumph работает над «мотокроссовером»
Реклама

» Подписка на Новости
Спонсоры
Купить меховые накидки на сиденье автомобиля.
» Полезности » Автогражданка: уроки Чехии



Материалы предоставлены
Георгием Гришиным,
1 июля 2000,
Лондон





Вопрос о введении обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств (АГО) ставится в России и нескольких других странах нашего региона уже с десяток лет. Многое из обсуждаемого уже пройдено нашими соседями несколько лет назад. Можно чему-то и поучиться.


Эта статья - краткое изложение развития ситуации со страхованием автогражданской ответственности в Чехии. Источник - доклад Генерального Директора ЧП (см. ниже) г-на Ладислава Бартоничека на семинаре в Праге 9го июня 2000 года. В Чехии с 1951 по 1999й существовала госмонополия на АГО. В течение 1999го она была уничтожена. Из истории перехода на рыночные рельсы можно извлечь немало уроков для наших рынков.


Принципы монополистического строительства


Чешска Поиштовна (ЧП - "Чешское страхование"), структура сродни Госстраху, была единственным страховщиком АГО в Чехии, начиная с 1951 года. Страхование было автоматическим. Полисы не выписывались. Ответственность страховщиков не была ограничена. Минфин определял тарифы премий, которые поддерживались на крайне низком уровне. Скидки за безаварийную езду, равно как и "накидки" за неаккуратную, не практиковались. За некоторыми исключениями, пострадавшие третьи лица не имели права заявлять претензии напрямую страховщикам.


Посмотрим на очень приблизительные цифры (в млн. крон, 100 крон в 2000 году - примерно 3 долл. США) :



Годы

Убытки

Премия

Убыточность, %

1992

1,200

1,500

80

1993

1,800

3,900

46

1994

2,800

3,900

72

1995

3,200

3,900

82

1996

4,200

4,500

93

1997

5,500

6,100

90

1998

6,200

9,600

65

1999

7,300

10,600

69





В таблице приведено только соотношение поступлений и платежей госмонополии. В то же время, солидные суммы уходили на ведение дела. Поэтому, в целом, страхование АГО было не самым привлекательным видом деятельности.




На первое января 2000 в Чехии было зарегистрировано 5.5 млн. машин. Застрахованы практически все. Если взять премию 99го года - около 10.6 млрд крон (где-то 300 млн. долл.), то в расчете на одну машину она составила 55 долларов в год.




Убытков в 99м году было оплачено около 440 тысяч - по одному на каждые 12.5 машин. То есть, по 8 на каждые 100. Средняя сумма убытка - 16,600 крон, то есть около 500 долл. В принципе, немного для европейской страны.



Новые идеи




В результате реформы планировалось отменить монополию государства и предоставить владельцу право выбора страховщика. Ставки премии должны по-прежнему частично регулироваться государством - в течение двух с половиной лет, до 30 июля 2002. При этом в 2000 году они остаются те же, что и в 1999м. Потом постепенно будут повышаться - на размер инфляции.




До той же даты скидки за безаварийную езду будут минимальны : не больше 5 % от минимальной премии. А наказания за аварийность тоже невелики : максимальная премия не может превышать минимальную больше, чем на 30 %. Пострадавший может обратиться с претензией или иском напрямую к страховщику.




Ответственность ограничивается 18 млн. крон (около 540 тыс. долл.) по претензиям в связи с травмами или смертью и 5 млн. (150 тыс. долл.) - в связи с нанесением вреда имуществу.




Общий вывод: налицо очень постепенный переход от монополии к рынку, с сохранением на начальном этапе государственного регулирования.



Страховщики готовятся


Весь 99й страховщики наращивали мускулы. Определяли маркетинговые стратегии - собирались конкурировать по:


  • ценам
  • обещаниям скидок за безаварийность в будущем
  • дополнительным льготам и компенсациям
  • быстрой оплате убытков
  • всестороннему сервису в случае убытка
  • взиманию премии в несколько платежей.

Подсчитали, что на рекламу уйдет 750 млн. крон (22 млн. долл. !) - страховщики стали одними из самых больших рекламодателей в стране.

Каналы продаж изучались особенно тщательно и включали продажи:


  • напрямую главными конторами или филиалами страховщиков
  • через агентскую сеть
  • через лицензированных брокеров
  • посредством обращений по почте (direct mail)
  • через почтовые отделения
  • через филиалы банков
  • через супермаркеты
  • по телефону
  • через Интернет.




Постепенная реформа



Реформа прорастала постепенно. Начали говорить о демонополизации еще в 1990м - то есть процесс занял 10 лет ! В 1992м - впервые за 17 лет - подняли тарифы. В 1994м в Правительство был подан проект закона - но отклонен. В 1997м стали готовить новый проект. Только 13 июля 1999го - и то с трудностями - он был принят парламентом, чтобы войти в силу с 1 января 2000го.



Хронология борьбы



Г-н Бартоничек построил свой доклад крайне любопытно. Он решил посмотреть на 1999й год - переломный в ходе реформы. Были показаны основные события каждого месяца на четырех уровнях : законодательной власти и регулирующих органов, Моторного Бюро, страхового рынка и ЧП - бывшего монополиста.



Законодательство и регулирование

Январь, 7го: правовой комитет правительства соглашается с про-ектом закона. 20го проект возвращается на доработку в Минфин.

Февраль, 17го: правительство принимает проект Закона об АГО.

Март, 31го: первое чтение в нижней палате парламента.

Май, 12го: Минфин предлагает парламенту расчет тарифов, по которому ставки должны подняться в среднем на 19 %. Члены парламента решают, что на 2000 год ставки должны остаться неизменными.

Июнь 3го: нижняя палата принимает Закон и передает его в верхнюю - в Сенат.

Интересно: 1 июля Сенат возвращает Закон в нижнюю палату, а та 13го июля принимает Закон, не обращая внимания на замечания Сената. Июля 30го : Закон об АГО частично вступает в силу.

Август: Минфин объясняет страховщикам порядок подачи заявлений на получение лицензий на АГО. При этом, говорится, что лицензии будут выдавать не всем сразу, а постепенно. Это - важный момент, вызвавший немало споров.

Сентябрь: Минфин объявляет, что первые лицензии выдадут к середине октября.

Октябрь, 11го: выданы лицензии первым 6 компаниям, включая ЧП, Кооперативу, Альянц. 13го - еще 5 компаниям. Оказалось, почти все лицензии были выданы практически одновременно.

Ноябрь: разгорается спор между Минфином, МВД и Моторным Бюро о необходимости и порядке страхования транспортных средств, которые используются только сезонно. Поправка к Закону об АГО исключает из сферы обязательного страхования некоторые полицейские машины.

Декабрь: Минфин выписывает последнюю, 12ю лицензию. Всего заявления подали тринадцать компаний, одна не прошла.



Моторное бюро

Наличие такой организации - обязательное условие функционирования системы АГО. Функций в любой стране немало - и в международном аспекте, и во внутреннем. Создаются, конечно, страховыми компаниями.

12 февраля 1999го: формируется рабочий комитет по созданию Чешского Моторного Бюро (ЧКП).

Апрель: страховщики подписывают соглашение о финансировании работ по созданию ЧКП.

Май: определяются с компанией-менеджером ЧКП.

Июнь: подписывается договор о создании компьютерной системы.

30 июля: день вступления в силу Закона - ЧКП создается де-юре. Начинает набирать штат.

Август: члены ЧКП требуют, чтобы лицензии выдавались им одновременно (см. предыдущий раздел).

Сентябрь: ЧКП приступает к практическому использованию компьютерной системы.

22 октября: Мнифин собирает первое заседание Бюро. Тем самым Бюро учреждается де-факто, назначается исполнительный директор.

Декабрь: первые тесты компьютерного обмена информацией между Бюро и Центральным Реестром Автомобилей. Наличие такой связи крайне важно для функционирования системы.


Страховой рынок

Этот раздел, пожалуй, самый интересный. Что делали конкуренты бывшей монополии, чтобы привлечь к себе автолюбителей ? Было им непросто - см. ниже материалы мартовского опроса общественного мнения.

Январь 1999го: страховщики выступают за то, чтобы Минфин утверждал только минимальный тариф. Кабинет - за установление тарифной сетки, которая будет применима в течение 5 лет.

Февраль: по оценкам страховщиков, в 2000м ставки должны подняться на 10 - 20 % (как мы помним, они остались неизменными).

Март: опрос общественного мнения : 16.5 % респондентов собираются поменять страховщика АГО, 22.2 % - остаться в ЧП, остальные 61.3 % не определились. Несколько страховщиков оглашают цели своей рыночной политики, например, ИПБ Поиштовна собирается завоевать 10-15 % рынка (см. ниже факт на 25.5.00).

Апрель: жесткая конкуренция в страховании каско. Некоторые страховщики через дилеров предлагают бесплатное страхование на 1-3 года (!!!)

Июнь: 18 страховщиков (общее число страховых компаний в стране - 42) объявляют, что намерены предлагать АГО (мы помним результат - 12 лицензий). Начинаются рекламные компании. Одна из запоминающихся - у Альянца : "АГО - Ваша обязанность, выбор страховщика - Ваше право". Забегая, результат - у Альянца 11 % рынка, он на третьей позиции.

Июль: компании многоуровневого маркетинга начинают создавать сети по продаже АГО. Страховщики определяют будущий уровень брокерской комиссии.

Август: страховщики начинают подавать заявки на лицензии.

Сентябрь: опрос общественного мнения : у ЧП, скорее всего, останется 49 % рынка, у Альянца - 12 %, ИПБ - 9 %, Кооперативы - 7%, Дженерали - 3 % (см. ниже). Рекламная и маркетинговая кампании набирают силу. Видел бы кто тех моделей на плакатах - куда там Эве Герциговой...

Сентябрь: страховщики согласовывают условия, на которых лизинговые компании будут страховать машины. Обращения к владельцам парков машин с особыми условиями страхования.

Октябрь: начата продажа новых полисов. Страховщики оглашают свои тарифы, лимиты ответственности и специальные условия. Ценовые различия крайне незначительны. Опросы показывают, что популярность ЧП начала снижаться.

Ноябрь: число проданных полисов растет очень постепенно. Минфин предсказывает, что в конце года может сложиться критическая ситуация. Кооператива с Дженерали, ИБП и ЧРП подписывают соглашение с Чешской Почтой о продаже полисов в почтовых отделениях. Лизинговые компании извещают клиентов о том, полисы каких компаний будут ими приниматься.

Декабрь: страховщики удлиняют рабочий день в офисах и филиалах.


А что экс-монополист?

А еще интересней следить за движениям ЧП в тот критический год.

Февраль: вводится продажа полисов через Интернет (это Вам - не какая-нибудь окостенелая реликвия, а рабочая компания !)

Март: вводится новая система урегулирования убытков по каско и АГО.

Апрель: начала работать 24-часовая телефонная линия для сообщения о происшествиях.

24 июня: начинается кампания "Большая летняя игра", сконцентрированная на предоставление дополнительных льгот для страхователей через специальные карты.

Июль: организация рекламной кампании на заправках.

Август: в результате летней кампании отработана система 24-часового обслуживания в филиалах.

Октябрь: основываясь на данных, собранных в ходе "Большой летней игры", проекты полисов направляются 2 миллионам (!) держателей специальных карт. Предлагается ряд льгот будущим страхователям : бесплатный бензин, бесплатные шины, потребительский кредит.

Декабрь: запускается лотерея "Золотой карп" для будущих страхователей. Аналогичная позже проводится Альянцем.



Результаты

Cначала - как все нарастало. Число застрахованных по новым полисам машин (примерно, тысяч):

30 октября

0,1

20 ноября

300

29 ноября

1,000

6 декабря

1,800

19 декабря

3,300

27 декабря

4,100

6 января

4,800

30 января

5,300


Да, особых рождественских праздников и торжественных встреч лже-миллениума у страховщиков не было. Потрудиться им пришлось немало. Сразу скажем : рекламные усилия ЧП не пропали даром. Статистика страхований на 25 мая 2000 года :


Страховщик

Число застрахованных машин, тыс

Доля рынка, %

Ceska Pojistovna

2226

44.56

Kooperativa

1054

21.10

Allianz

549

10.99

Komercni

428

8.57

IPB Pojistovna

208

4.16

CS-Zivnostenska

195

3.90

Ceska podnikatelska

147

2.94

Generali

115

2.30

CSOB pojistovna

34

0.68

Cesko-rakouska

28

0.56

Union

8

0.16

Zurich

3

0.06

ИТОГО

100.00


Удивляют результаты иностранных компаний, за исключением Альянца. Тяга ко всему национальному, непродуманность рекламной компании ?

Крайне интересно будет посмотреть на эти же цифры через год-два. Пока ясно одно : создан нормальный рабочий рынок. Практически, вся необходимая инфраструктура сформирована в течение года.

Многие вопросы вызвали серьезные споры, в частности, порядок функционирования и источники финансирования Моторного Бюро (без которого невозможно координирование работы по АГО во внутреннем и международном разрезе), уровень тарифов и степень контроля за ними со стороны государства, критерии и очередность выдачи лицензий страховым компаниям, методы конкуренции в отсутствие больших различий по ценам (в соседней Польше, например, приманки типа бесплатного бензина запрещены законом). Тем не менее, регулирующие органы и страховщики смогли найти общий язык, причем в достаточно короткие сроки.

Будем надеяться, что столь же гладко пройдет схожий процесс в России и других странах, которым еще предстоит пройти этот нелегкий путь !






Наши мото новости
Мировые Мото Новости
Опрос
Нет действующих опросов
[архив опросов]



CMS WebCountry
Copyright пїЅ 2008 Мото фоРУм.RU - Место где общаются байкеры. Мото Новости