Музей Мопедов и Студия Советской Игрушки в Витебске
-
- На форуме: 14 Лет 3 Месяцев 26 дней
- Сообщения: 615
- Зарегистрирован: Ср фев 24, 2010 22:03
- Откуда: Витебск, РБ
- Имя: Владимир
- Мотоцикл: Музей мопедов
- Пол:
Музей Мопедов и Студия Советской Игрушки в Витебске
Статья по средам. Нужны ли права на вождение мопеда?
Эта тема, за давностью лет, обросла легендами и мифами и часто вызывает споры. Помимо прочего, многие не знают, что тема "прав" на мопеды развивалась и менялась, и в разные годы и в разных субъектах страны законы были разные. Я предпочитаю официальные источники, которыми в СССР служили печатные органы. В частности, самый главный автомобильный и мотоциклетный журнал - "За рулём". Итак, информация из 1970 года.
***
Нужны ли права на вождение мопеда?
Г. Швейдер из Казани просит объяснить, в чем разница между выпускаемыми в стране различными мопедами и на управление какими из них необходимо удостоверение водителя. Такие вопросы редакция получила от многих читателей.
Производством мопедов в нашей стране занимаются два предприятия — рижский завод «Саркана Звайгзне» и Львовский завод мотовелосипедов. Выпускаемые ими машины делятся на две группы. Первая — мопеды с двигателями Ш-51 (Ш-52) рабочим объемом 49,8 см3. К ним относятся «Рига—3», «Рига-4» и львовские МП-043, МП-046 и «Верховина-З». Во вторую группу входят так называемые легкие мопеды, их двигатель Д-5 имеет рабочий объем 45 см3. Это «Рига—5», МВ-044 и МП-045.
Так вот, на управление первыми, то есть мопедами, необходимо представить в ГАИ справку (из любой поликлиники или больницы) о состоянии здоровья, сдать упрощенные экзамены по Правилам движения и вождению, получить удостоверение «водителя мопеда» и, после регистрации машины, — номерной мотоциклетный знак. Этот порядок не распространяется на владельцев легких мопедов.
Необходимо, однако, иметь в виду, что они не освобождаются от ответственности в случае нарушения Правил движения, а отсюда следует, что должны самостоятельно или в школе (на курсах автомотолюбителей) изучить Правила и неуклонно их выполнять.
В статье 17 Правил есть указание, что водители мопедов с двигателем рабочим объемом менее 49,8 см3 в тех случаях, когда это определено решением Совета депутатов трудящихся, должны иметь документ, подтверждающий знание Правил движения.
Разъясняем также, что наряду с мопедами и легкими мопедами существует особый класс сверхлегких мотоциклов (к нему относится, например, мотоцикл «Ява-50», тип 20). Рабочий объем их двигателей тоже не превышает 50 см3, но эти экипажи лишены педалей, а поэтому относятся не к классу мопедов, а к классу мотоциклов, и на право управления ими необходимо иметь удостоверение водителя мотоцикла.
«За рулем», 12/70
http://mopedmuseum.ru/press/zr1270/
Эта тема, за давностью лет, обросла легендами и мифами и часто вызывает споры. Помимо прочего, многие не знают, что тема "прав" на мопеды развивалась и менялась, и в разные годы и в разных субъектах страны законы были разные. Я предпочитаю официальные источники, которыми в СССР служили печатные органы. В частности, самый главный автомобильный и мотоциклетный журнал - "За рулём". Итак, информация из 1970 года.
***
Нужны ли права на вождение мопеда?
Г. Швейдер из Казани просит объяснить, в чем разница между выпускаемыми в стране различными мопедами и на управление какими из них необходимо удостоверение водителя. Такие вопросы редакция получила от многих читателей.
Производством мопедов в нашей стране занимаются два предприятия — рижский завод «Саркана Звайгзне» и Львовский завод мотовелосипедов. Выпускаемые ими машины делятся на две группы. Первая — мопеды с двигателями Ш-51 (Ш-52) рабочим объемом 49,8 см3. К ним относятся «Рига—3», «Рига-4» и львовские МП-043, МП-046 и «Верховина-З». Во вторую группу входят так называемые легкие мопеды, их двигатель Д-5 имеет рабочий объем 45 см3. Это «Рига—5», МВ-044 и МП-045.
Так вот, на управление первыми, то есть мопедами, необходимо представить в ГАИ справку (из любой поликлиники или больницы) о состоянии здоровья, сдать упрощенные экзамены по Правилам движения и вождению, получить удостоверение «водителя мопеда» и, после регистрации машины, — номерной мотоциклетный знак. Этот порядок не распространяется на владельцев легких мопедов.
Необходимо, однако, иметь в виду, что они не освобождаются от ответственности в случае нарушения Правил движения, а отсюда следует, что должны самостоятельно или в школе (на курсах автомотолюбителей) изучить Правила и неуклонно их выполнять.
В статье 17 Правил есть указание, что водители мопедов с двигателем рабочим объемом менее 49,8 см3 в тех случаях, когда это определено решением Совета депутатов трудящихся, должны иметь документ, подтверждающий знание Правил движения.
Разъясняем также, что наряду с мопедами и легкими мопедами существует особый класс сверхлегких мотоциклов (к нему относится, например, мотоцикл «Ява-50», тип 20). Рабочий объем их двигателей тоже не превышает 50 см3, но эти экипажи лишены педалей, а поэтому относятся не к классу мопедов, а к классу мотоциклов, и на право управления ими необходимо иметь удостоверение водителя мотоцикла.
«За рулем», 12/70
http://mopedmuseum.ru/press/zr1270/
Музей Мопедов и Студия Советской Игрушки в Витебске. +375-29-217-1801, +7-916-978-9183, Владимир.
-
- На форуме: 14 Лет 3 Месяцев 26 дней
- Сообщения: 615
- Зарегистрирован: Ср фев 24, 2010 22:03
- Откуда: Витебск, РБ
- Имя: Владимир
- Мотоцикл: Музей мопедов
- Пол:
Музей Мопедов и Студия Советской Игрушки в Витебске
Без креплений Isofix
Ровно 100 лет назад, в 1923 году, фирма Dunkley из Бирмингема предложила заботливым мамашам моторизовать детские коляски – ну, вдруг к цирюльнику вечно не поспеваешь или к молочнику.
Рама, одно колесо и двухтактный моторчик Daimler мощностью около 1 л.с. - эта штука называлась Pramotor. Конструкция цеплялась к стандартной коляске.
Кик-стартером (как на мопеде) нужно было пустить двигатель. А дальше – проще простого. Коробки передач не было – только сцепление и газ. Правда, позже для продвинутых мамаш сделали двухскоростную версию.
Насколько даме было удобно стоять или сидеть над колесом – вопрос риторический. Зато после таких прогулок ребенок мог уснуть даже под грохот трактора.
И понятно, что это игрушка для богатых. За 135 гиней в те годы можно было купить крохотный автомобильчик Austin Seven шириной всего 1 метр и мощностью 7 л.с. – тоже не слишком удобный, но всё же автомобильчик.
И да, шлем не требовался.
Ровно 100 лет назад, в 1923 году, фирма Dunkley из Бирмингема предложила заботливым мамашам моторизовать детские коляски – ну, вдруг к цирюльнику вечно не поспеваешь или к молочнику.
Рама, одно колесо и двухтактный моторчик Daimler мощностью около 1 л.с. - эта штука называлась Pramotor. Конструкция цеплялась к стандартной коляске.
Кик-стартером (как на мопеде) нужно было пустить двигатель. А дальше – проще простого. Коробки передач не было – только сцепление и газ. Правда, позже для продвинутых мамаш сделали двухскоростную версию.
Насколько даме было удобно стоять или сидеть над колесом – вопрос риторический. Зато после таких прогулок ребенок мог уснуть даже под грохот трактора.
И понятно, что это игрушка для богатых. За 135 гиней в те годы можно было купить крохотный автомобильчик Austin Seven шириной всего 1 метр и мощностью 7 л.с. – тоже не слишком удобный, но всё же автомобильчик.
И да, шлем не требовался.
Музей Мопедов и Студия Советской Игрушки в Витебске. +375-29-217-1801, +7-916-978-9183, Владимир.
-
- На форуме: 14 Лет 3 Месяцев 26 дней
- Сообщения: 615
- Зарегистрирован: Ср фев 24, 2010 22:03
- Откуда: Витебск, РБ
- Имя: Владимир
- Мотоцикл: Музей мопедов
- Пол:
Музей Мопедов и Студия Советской Игрушки в Витебске
Мопед пятницы. Микромотоцикл 2.603 «Автоматик» (1973). Двигатель ВКР-56
Опытная модель с вариатором, дальнейшее развитие идеи «Селены». Микромотоцикл с автоматической трансмиссией и двигателем мощностью 6 л.с. был разработан в 1973 году. По техническим характеристикам модель соответствовала лучшим иностранным образцам 1973 года, а бесступенчатая трансмиссия облегчала управление. Двигатель состоял из силового агрегата и отдельного редуктора с ведущим шкивом вариатора, на прототипе использовался импортный клиновый приводной ремень. Силовой агрегат был изготовлен в IV квартале 1973 года, а экипажная часть в I квартале 1974 года. После доводки в секторе двигателей института, опытные образцы мотора ВКР-56 развивали 6,10 — 6,15 л.с. при 8000 об/мин. В мае — сентябре 1974 года сектором мотоциклов были проведены пробеговые испытания микромотоцикла в различных дорожных условиях общим пробегом 8008 км. Была достигнута фактическая максимальная скорость в 79 км/ч, что превысило показатели техзадания. По результатам пробеговых испытаний, после устранения выявленных недостатков, откорректированные чертежи были переданы опытному производству для изготовления повторных образцов.
Серийно мопед не выпускался. Единственный образец находится в коллекции Алексея Черных.
http://mopedmuseum.ru/history/motoprom-2603/
Опытная модель с вариатором, дальнейшее развитие идеи «Селены». Микромотоцикл с автоматической трансмиссией и двигателем мощностью 6 л.с. был разработан в 1973 году. По техническим характеристикам модель соответствовала лучшим иностранным образцам 1973 года, а бесступенчатая трансмиссия облегчала управление. Двигатель состоял из силового агрегата и отдельного редуктора с ведущим шкивом вариатора, на прототипе использовался импортный клиновый приводной ремень. Силовой агрегат был изготовлен в IV квартале 1973 года, а экипажная часть в I квартале 1974 года. После доводки в секторе двигателей института, опытные образцы мотора ВКР-56 развивали 6,10 — 6,15 л.с. при 8000 об/мин. В мае — сентябре 1974 года сектором мотоциклов были проведены пробеговые испытания микромотоцикла в различных дорожных условиях общим пробегом 8008 км. Была достигнута фактическая максимальная скорость в 79 км/ч, что превысило показатели техзадания. По результатам пробеговых испытаний, после устранения выявленных недостатков, откорректированные чертежи были переданы опытному производству для изготовления повторных образцов.
Серийно мопед не выпускался. Единственный образец находится в коллекции Алексея Черных.
http://mopedmuseum.ru/history/motoprom-2603/
Музей Мопедов и Студия Советской Игрушки в Витебске. +375-29-217-1801, +7-916-978-9183, Владимир.
-
- На форуме: 14 Лет 3 Месяцев 26 дней
- Сообщения: 615
- Зарегистрирован: Ср фев 24, 2010 22:03
- Откуда: Витебск, РБ
- Имя: Владимир
- Мотоцикл: Музей мопедов
- Пол:
Музей Мопедов и Студия Советской Игрушки в Витебске
Я знаю более 300 мопедов СССР, большинство как раз такие малоизвестные прототипы. Этот хотя бы сохранился, а от многих ничего, кроме фотографий, не осталось. Их часто разбирали на детали для следующей модели.
Музей Мопедов и Студия Советской Игрушки в Витебске. +375-29-217-1801, +7-916-978-9183, Владимир.
-
- На форуме: 14 Лет 3 Месяцев 26 дней
- Сообщения: 615
- Зарегистрирован: Ср фев 24, 2010 22:03
- Откуда: Витебск, РБ
- Имя: Владимир
- Мотоцикл: Музей мопедов
- Пол:
Музей Мопедов и Студия Советской Игрушки в Витебске
Парочка известных открыток из коллекции "Музея Мопедов", с самодельными мотороллерами с мотором Д4. Именно такие самоделки назывались "мотороллер" задолго до появления вятских и тульских мотороллеров. На красном мог стоять и "Иртыш".
Музей Мопедов и Студия Советской Игрушки в Витебске. +375-29-217-1801, +7-916-978-9183, Владимир.
-
- На форуме: 14 Лет 3 Месяцев 26 дней
- Сообщения: 615
- Зарегистрирован: Ср фев 24, 2010 22:03
- Откуда: Витебск, РБ
- Имя: Владимир
- Мотоцикл: Музей мопедов
- Пол:
Музей Мопедов и Студия Советской Игрушки в Витебске
Как идеально провести единственный выходной музейщика - понедельник? Оставить младших дочерей с бабушкой, взять жену и старшую дочь с собой, и пока они будут гулять по Полоцку с сыном, съездить за очередным подарком для музея в деревню неподалёку. Итого 260 км и ещё один мопед в экспозиции.
Это уже шестой мопед "Саркана звайгзне", подаренный "Музею Мопедов". Рига-4, две Риги-12, "Миник", "Дельта" и, теперь, "Стелла". Александр, большое спасибо!
Это уже шестой мопед "Саркана звайгзне", подаренный "Музею Мопедов". Рига-4, две Риги-12, "Миник", "Дельта" и, теперь, "Стелла". Александр, большое спасибо!
Музей Мопедов и Студия Советской Игрушки в Витебске. +375-29-217-1801, +7-916-978-9183, Владимир.
-
- На форуме: 14 Лет 3 Месяцев 26 дней
- Сообщения: 615
- Зарегистрирован: Ср фев 24, 2010 22:03
- Откуда: Витебск, РБ
- Имя: Владимир
- Мотоцикл: Музей мопедов
- Пол:
Музей Мопедов и Студия Советской Игрушки в Витебске
Мопед пятницы. "Юниоры" 1970 года.
Давайте, раз уж начали, пройдёмся по вариаторным мопедам СССР. Ими довольно плотно занимался ВНИИМотопром. В относительной опытной серии были только две модели - "Селена" и "Автоматик" на львовской базе. А началось всё, вероятно, в 1969 году, потому что уже в начале 1970 года вышли и статьи в прессе про новый тип передачи, и были готовы первые прототипы.
Вот что писал журнал "Изобретатель-рационализатор":
Первой премии в размере 1000 рублей удостоен коллектив авторов ВНИИмотопрома во главе с В. И. Паниным за создание конструкции мопедов «Юниор», «Юниор-2» и «Львов-7». Авторам удалось оригинально решить клиноременную передачу, что позволяет водителям невысокой квалификации без труда управлять этими машинами. Управлять мопедом можно лишь двумя рукоятками газа и тормоза. На серии «Юниор» установлены универсальные топливные баки. Модель с наклонным расположением бака предназначена для женщин. Поднятый вверх глушитель придает машине спортивный вид. Двигатель мощностью в 2,3 лошадиной силы позволяет развивать скорость до 50 километров в час.
Фото "Львова" пока нет, а вот как выглядели "Юниоры", примерно понятно. Интересно, что опытные вариаторные моторы состояли из двух отдельных блоков, связанных ремнём, мотора и редуктора.
http://mopedmuseum.ru/history/motoprom-junior/
http://mopedmuseum.ru/history/motoprom-junior2/
Давайте, раз уж начали, пройдёмся по вариаторным мопедам СССР. Ими довольно плотно занимался ВНИИМотопром. В относительной опытной серии были только две модели - "Селена" и "Автоматик" на львовской базе. А началось всё, вероятно, в 1969 году, потому что уже в начале 1970 года вышли и статьи в прессе про новый тип передачи, и были готовы первые прототипы.
Вот что писал журнал "Изобретатель-рационализатор":
Первой премии в размере 1000 рублей удостоен коллектив авторов ВНИИмотопрома во главе с В. И. Паниным за создание конструкции мопедов «Юниор», «Юниор-2» и «Львов-7». Авторам удалось оригинально решить клиноременную передачу, что позволяет водителям невысокой квалификации без труда управлять этими машинами. Управлять мопедом можно лишь двумя рукоятками газа и тормоза. На серии «Юниор» установлены универсальные топливные баки. Модель с наклонным расположением бака предназначена для женщин. Поднятый вверх глушитель придает машине спортивный вид. Двигатель мощностью в 2,3 лошадиной силы позволяет развивать скорость до 50 километров в час.
Фото "Львова" пока нет, а вот как выглядели "Юниоры", примерно понятно. Интересно, что опытные вариаторные моторы состояли из двух отдельных блоков, связанных ремнём, мотора и редуктора.
http://mopedmuseum.ru/history/motoprom-junior/
http://mopedmuseum.ru/history/motoprom-junior2/
Музей Мопедов и Студия Советской Игрушки в Витебске. +375-29-217-1801, +7-916-978-9183, Владимир.
- matros50
- На форуме: 9 Лет 8 Месяцев 10 дней
- Сообщения: 2770
- Зарегистрирован: Вс окт 12, 2014 20:09
- Откуда: Москва, ЮАО
- Имя: Олег
- Мотоцикл: BMW R1200ST+BAJAJ Pulsar180+BSEZ3(на номерах!)
- Пол:
Музей Мопедов и Студия Советской Игрушки в Витебске
И это в 1970 году.. Феминистки, окунитесь в историю: о вас думали советские инженеры!)
Motus vita est
"Warte nur, balde ruhest du auch"
"Warte nur, balde ruhest du auch"
-
- На форуме: 14 Лет 3 Месяцев 26 дней
- Сообщения: 615
- Зарегистрирован: Ср фев 24, 2010 22:03
- Откуда: Витебск, РБ
- Имя: Владимир
- Мотоцикл: Музей мопедов
- Пол:
Музей Мопедов и Студия Советской Игрушки в Витебске
Наши гости. На прошлой неделе был поставлен абсолютный рекорд - пара гостей из Москвы пробыла ровно четыре часа в Музее и Студии, и ещё полчаса после этого мы проговорили внизу у машины. При том, что обычно гости проводят у нас полтора-два часа, если позволяет время.
Музей Мопедов и Студия Советской Игрушки в Витебске. +375-29-217-1801, +7-916-978-9183, Владимир.
-
- На форуме: 14 Лет 3 Месяцев 26 дней
- Сообщения: 615
- Зарегистрирован: Ср фев 24, 2010 22:03
- Откуда: Витебск, РБ
- Имя: Владимир
- Мотоцикл: Музей мопедов
- Пол:
Музей Мопедов и Студия Советской Игрушки в Витебске
Фрагмент киножурнала "Пионерия", №8 1966 год.
Репортаж про семилетнего Серёжу Овсянникова из Евпатории, которому отец построил микроавтомобиль "Искра-2" с мопедным мотором.
https://rutube.ru/video/87df3d8ad9cdfa9 ... 9b554e8a2/
Репортаж про семилетнего Серёжу Овсянникова из Евпатории, которому отец построил микроавтомобиль "Искра-2" с мопедным мотором.
https://rutube.ru/video/87df3d8ad9cdfa9 ... 9b554e8a2/
Музей Мопедов и Студия Советской Игрушки в Витебске. +375-29-217-1801, +7-916-978-9183, Владимир.
-
- На форуме: 14 Лет 3 Месяцев 26 дней
- Сообщения: 615
- Зарегистрирован: Ср фев 24, 2010 22:03
- Откуда: Витебск, РБ
- Имя: Владимир
- Мотоцикл: Музей мопедов
- Пол:
Музей Мопедов и Студия Советской Игрушки в Витебске
Мопед пятницы. "Селена-Автоматик" 1971 года.
Продолжим вспоминать вариаторные мопеды СССР. Помимо прототипов, были и опытные партии из десятков штук. В том числе и знаменитая "Селена", или "Селена-Автоматик", как она проходила в документации ВНИИМотопром.
...В 1971 году в городе Серпухове было продано несколько десятков мопедов неизвестной до того марки «Селена». Внешне они походили на львовскую «Верховину-3», но при первом же, беглом осмотре бросалось в глаза отсутствие… коробки передач. Ее заменило устройство, называемое вариатором. Оно намного упрощает управление машиной. Достаточно пустить двигатель, повернуть ручку «газа» — и мопед тронется с места. С помощью той же ручки можно регулировать скорость, а для остановки достаточно повернуть ее в обратную сторону и нажать на тормоза. Таким образом, нет необходимости выключать сцепление и переключать передачи. Опытно-промышленная партия этих машин (около 100 штук) была выпущена здесь же, в Серпухове, Всесоюзным научно-исследовательским институтом мотоциклетной промышленности, который просил первых владельцев «Селены» сообщить институту свое мнение о машине, высказать замечания и предложения по улучшению конструкции...
http://mopedmuseum.ru/history/motoprom-selena/
Продолжим вспоминать вариаторные мопеды СССР. Помимо прототипов, были и опытные партии из десятков штук. В том числе и знаменитая "Селена", или "Селена-Автоматик", как она проходила в документации ВНИИМотопром.
...В 1971 году в городе Серпухове было продано несколько десятков мопедов неизвестной до того марки «Селена». Внешне они походили на львовскую «Верховину-3», но при первом же, беглом осмотре бросалось в глаза отсутствие… коробки передач. Ее заменило устройство, называемое вариатором. Оно намного упрощает управление машиной. Достаточно пустить двигатель, повернуть ручку «газа» — и мопед тронется с места. С помощью той же ручки можно регулировать скорость, а для остановки достаточно повернуть ее в обратную сторону и нажать на тормоза. Таким образом, нет необходимости выключать сцепление и переключать передачи. Опытно-промышленная партия этих машин (около 100 штук) была выпущена здесь же, в Серпухове, Всесоюзным научно-исследовательским институтом мотоциклетной промышленности, который просил первых владельцев «Селены» сообщить институту свое мнение о машине, высказать замечания и предложения по улучшению конструкции...
http://mopedmuseum.ru/history/motoprom-selena/
Музей Мопедов и Студия Советской Игрушки в Витебске. +375-29-217-1801, +7-916-978-9183, Владимир.
- matros50
- На форуме: 9 Лет 8 Месяцев 10 дней
- Сообщения: 2770
- Зарегистрирован: Вс окт 12, 2014 20:09
- Откуда: Москва, ЮАО
- Имя: Олег
- Мотоцикл: BMW R1200ST+BAJAJ Pulsar180+BSEZ3(на номерах!)
- Пол:
Музей Мопедов и Студия Советской Игрушки в Витебске
Привет, Володь!
А какой приводной ремень ставили?
Motus vita est
"Warte nur, balde ruhest du auch"
"Warte nur, balde ruhest du auch"
- matros50
- На форуме: 9 Лет 8 Месяцев 10 дней
- Сообщения: 2770
- Зарегистрирован: Вс окт 12, 2014 20:09
- Откуда: Москва, ЮАО
- Имя: Олег
- Мотоцикл: BMW R1200ST+BAJAJ Pulsar180+BSEZ3(на номерах!)
- Пол:
Музей Мопедов и Студия Советской Игрушки в Витебске
Там же, где "инвалидки" выпускали? Не планируешь такую отыскать?
To all:
тем, кто не был в музее у Володи и пока не закрыл сезон), рекомендую посетить, музей классный.
И очень удобный маршрут выходного дня: после Смоленска направо).
И город интересный, красивый. Только в понедельник городские музеи закрыты, если чо.
Motus vita est
"Warte nur, balde ruhest du auch"
"Warte nur, balde ruhest du auch"
-
- На форуме: 14 Лет 3 Месяцев 26 дней
- Сообщения: 615
- Зарегистрирован: Ср фев 24, 2010 22:03
- Откуда: Витебск, РБ
- Имя: Владимир
- Мотоцикл: Музей мопедов
- Пол:
Музей Мопедов и Студия Советской Игрушки в Витебске
Привет. На опытных стояли импортные ремни, закупали для опытов.
Не совсем, но рядом. ВНИИмотопром из СМЗ вырос, но потом отделился. За 20 лет только две проскочили, и то давненько, в прошлом веке.
Очень люблю детские репортажи про наши Музей Мопедов и Студию Советской Игрушки. В отличии от правильных и довольно одинаковых взрослых, детские всегда яркие и необычные. А ещё в этом репортаже дебютировала на телевидении наша младшая дочь, с рассказом про своих медведей...
Приятного просмотра)
Музей Мопедов и Студия Советской Игрушки в Витебске. +375-29-217-1801, +7-916-978-9183, Владимир.