Как правильно тормозить с горки на повороте?

У всех начинающих байкеров есть вопросы - спрашивайте их здесь, а мы попытаемся ответить ;)
Сообщение
Автор
Kn7
На форуме: 22 дней
Сообщения: 6
Зарегистрирован: Вс апр 18, 2021 04:59

Как правильно тормозить с горки на повороте?

#1 Сообщение Kn7 » Вс апр 18, 2021 06:23

Добрый день. Живу в Азии, езжу на скутерах уже несколько лет. Дороги хорошие. Недавно переехал в холмистую местность и тут много дорог с крутым наклоном, серпантины.

Ехал на pcx150 без abs вниз по склону во время дождя. Ехал в районе 20 км, постоянно подтормаживая. Но заднее колесо начинало заносить. Впереди был ещё более резкий склон и поворот. Начало ускорять. Стал продавливать передний тормоз, так как не вписывался уже в траекторию. Скорость была уже под 30 (в сухую погоду 40 без проблем все на этом повороте), тормоза не справлялись. Начал поворачивать и продолжать тормозить и байк поскользил и упал на бок.

Так как опыта езды по склонам, тем более сырым у меня нет (если что асфальт и в этих местах покрыт специальными покрытием), то хотел бы услышать анализ моих действий, чтобы понимать, как действовать в прохожих ситуациях.


Интересуют такие моменты:
-какой все же тормоз на склонах лучше использовать на прямой?
-какой на склонах при повороте?
-как быть, если не справляются тормоза: прожимать ли второй тормоз или действовать по другому?
-почему вообще байк проскользил? Резина не лысая. Где я допустил ошибку?
-нормально ли, что тормоза не справояются на склонах? Задний дисковый, передний с жидкостью.

Сам я не гонщик, таких желаний нет. Поэтому точно знаю, что не подгазовывал нигде и ехал максимально медленно. В ситуации выше вообще газ не прожимался.

Аватара пользователя
Самоделкин96
На форуме: 3 Лет 2 Месяцев 13 дней
Сообщения: 8253
Зарегистрирован: Пн фев 26, 2018 11:45
Откуда: Москва
Имя: Давид
Пол:

Как правильно тормозить с горки на повороте?

#2 Сообщение Самоделкин96 » Вс апр 18, 2021 07:21

Kn7 писал(а):
Вс апр 18, 2021 06:23
Стал продавливать передний тормоз, так как не вписывался уже в траекторию
И часто это на мотоцикле помогает?
Kn7 писал(а):
Вс апр 18, 2021 06:23
-какой все же тормоз на склонах лучше использовать на прямой?
Двигателем тормозить и обоими тормозами
Kn7 писал(а):
Вс апр 18, 2021 06:23
-какой на склонах при повороте?
Никакой. В повороте на мотоцикле тормозить или отпускать газ нельзя, от этого у тебя траектория только распрямится или упадешь, смотря как жмакнешь тормоз) Тормози до поворота всегда и особенно на скользком. Если видишь, что оттормозиться достаточно не успел, но скорость не космическая, то зачастую лучше нормально на плавно открываемом газу попытаться проехать поворот- так больше шансов не упасть, да у всего больше шансов, чем на тормозах в поворот под дождем и с горки :crazy:
Kn7 писал(а):
Вс апр 18, 2021 06:23
-как быть, если не справляются тормоза: прожимать ли второй тормоз или действовать по другому?
В смысле у тебя тормоза не справляются?) Дай угадаю, ты, обезумевший от ужасов мотоциклизма, летел вниз с горы на заблокированном заднем, и был уверен- тормозного усилия мало)) Так? :smile9: Что за мотоцикл?
Kn7 писал(а):
Вс апр 18, 2021 06:23
-почему вообще байк проскользил? Резина не лысая. Где я допустил ошибку?
Поехал по дорогам не ознакомившись с техникой управления, да и с самой техникой.
Кесарю кесарево, а Хрону с.р.ать

Аватара пользователя
Barabas
На форуме: 6 Лет 9 Месяцев 14 дней
Сообщения: 12627
Зарегистрирован: Чт июл 31, 2014 17:54
Откуда: Москва, ЮЗАО, Черемушки
Имя: Александр
Мотоцикл: BMW&HD
Пол:

Как правильно тормозить с горки на повороте?

#3 Сообщение Barabas » Вс апр 18, 2021 08:00

Kn7 писал(а):
Вс апр 18, 2021 06:23
Как правильно тормозить с горки на повороте?
1. Управлять техникой на ДОП необходимо в средних режимах. «Средний режим» - это выбранная траектория, положение на дороге, скорость, манёвр и наклон мотоцикла, которые обеспечивают уверенное безопасное движение в конкретных дорожных условиях, с учетом возможностей техники и навыков пилота.
Средний режим в случае непредвиденной опасности позволяет добавить коррекции в движении, избежав перехода в режим экстремального управления (предДТП, по сути). Ты вошёл в поворот в экстремальном для себя режиме, когда добавить коррекции у тебя уже не было возможности, что привело к неприятности.

2. Вход в поворот осуществляется на ровной скорости. В твоих условиях ты должен был обеспечить для себя скорость, достаточную для безопасного маневрирования, до входа в поворот. Манёвр поворота совершить на «ровном газе».

3. Замедление на затяжном спуске обеспечивается двигателем с добавлением заднего тормоза. Мотоцикл расположить вертикально, насколько позволяют условия дороги. Ошибка выбора усилия торможения задним, проявляющаяся блокировкой заднего колеса, успешно корректируемая и нефатальна - просто ослабить давление на педаль и вернуть сцепление с дорогой.
Возможно добавление переднего, если двигатель и задний не дают нужного результата. С передним нужно быть внимательнее, т.к. его блокировка - это переход в экстремальный режим с высокой вероятностью падения. Именно по этой причине необходимо выбрать траекторию (в рамках дорожных условий), обеспечивающую вертикальное положение мотоцикла. Чтобы в случае внезапной блокировки переднего колеса и начавшегося юза, сохранить скольжение в вертикальном положении с максимально быстрым ослаблением усилия на рычаг переднего тормоза для возвращения сцепления колеса с дорогой.

4. Ты упал потому, что заблокировал колеса и началось скольжение (юз). При скольжении отсутствует сцепление колеса с дорогой (трение скольжения присутствует, но мы говорим о сцеплении, необходимом для управления), транспортное средство становится неуправляемым.
Причины падения: неспособность техники обеспечить затяжное торможение и/или отсутствие навыков.

5. Вывод:
- Проверить техническое состояние ТС, убедиться/достичь, что оно способно;
- Получить знания по правильной технике торможения в нужных тебе дорожных условиях;
- Тренировкой выработать правильный навык до автоматизма.
Я ху..ю против ветра на оху.....ном ведре.

Аватара пользователя
snowfly
На форуме: 7 Лет 10 Месяцев 23 дней
Сообщения: 1464
Зарегистрирован: Сб июн 22, 2013 21:14
Имя: Елена
Мотоцикл: honda sl 230
Пол:

Как правильно тормозить с горки на повороте?

#4 Сообщение snowfly » Вс апр 18, 2021 08:25

Kn7 писал(а):
Вс апр 18, 2021 06:23
В ситуации выше вообще газ не прожимался.
Давно не ездила на скутерах, по-моему, надо держать маленький газ, чтобы он тормозил двигателем. Попробуй на прямой горке - при легком добавлении газа должен затормозить.
Тормоз использовать только задний и ни в коем случае не держать его постоянно - притормозил-отпустил, притормозил-отпустил.
Вообще не люблю автоматы, лучше 100500 раз передачу переключить, чем ловить невнятный газ-тормоз :-)
Увы, от мудрости нет в нашей жизни прока,
И только круглые глупцы - любимцы рока.

Аватара пользователя
Exlibris
На форуме: 7 Лет 10 Месяцев 20 дней
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: Вт июн 25, 2013 17:29
Откуда: Москва
Имя: Митя
Мотоцикл: FZ6-SA S2
Пол:

Как правильно тормозить с горки на повороте?

#5 Сообщение Exlibris » Вс апр 18, 2021 10:11

Kn7 писал(а):
Вс апр 18, 2021 06:23
-как быть, если не справляются тормоза: прожимать ли второй тормоз или действовать по другому?
-почему вообще байк проскользил? Резина не лысая. Где я допустил ошибку?
не думаю что проблема именно в тормозе, скорее не хватает держака, при этом не обязательно резина лысая, может быть просто старая или изначально плохая смесь для мокрого асфальта, зато очень износостойкая

Аватара пользователя
XPOH
На форуме: 8 Лет 2 Месяцев 9 дней
Сообщения: 12334
Зарегистрирован: Вс мар 03, 2013 15:34
Откуда: Железнодорожный, МО
Имя: Сергей
Мотоцикл: SV650S
Пол:

Как правильно тормозить с горки на повороте?

#6 Сообщение XPOH » Вс апр 18, 2021 12:05

Самоделкин96 писал(а):
Вс апр 18, 2021 07:21
Двигателем тормозить
У него скутер с вариком и центртбежным сцеплением йопто... :smile9:

Автору, тормозить надо всегда передом, а вот подтормаживать или снижать скорость можно и задним... У скутера беда следующая... Перед у скутера обычно разгружен, а нагружен зад, и вроде бы тормозить задом должно быть эффективным но на китайских скутерах задний тормоз обычно барабан, с он тормозит не так как дисковый, при жтом быстро перегревается и колодки становятся стеклянные и торможение резко ухудшается... Но тут ситуация на нашей стороне, мы спускаемся с горки и следовательно зад у нас разгружен а перед нагружен. В этой ситуации тормозить нужно передом и он у тебя дисковый судя по всему, по этому эффективный.

Про торможение в повороте.
Тормозить в повороте можно, но только тогда, когда силы сцепления хватит и на удержание на траектории (собственно заворачивание в повороте) и на торможение... Дело в том, что максимальная сила сцепления по вектору она одна в каждой ситуации... И куда направить вектор этой силы решать тебе, если всю силу направить на торможение, то не останется на поворот, и наоборот... Это если силы сцепления мало, например в дождь, грязь, снег, песок на асфальте и т.д. Если сухой теплый асфальт и держак превосходный и его много, то можно его тратить во все стороны смело...
У меня есть ответ на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого, но он может вас огорчить...

Аватара пользователя
XPOH
На форуме: 8 Лет 2 Месяцев 9 дней
Сообщения: 12334
Зарегистрирован: Вс мар 03, 2013 15:34
Откуда: Железнодорожный, МО
Имя: Сергей
Мотоцикл: SV650S
Пол:

Как правильно тормозить с горки на повороте?

#7 Сообщение XPOH » Вс апр 18, 2021 12:12

Самоделкин96 писал(а):
Вс апр 18, 2021 07:21
В повороте на мотоцикле тормозить или отпускать газ нельзя, от этого у тебя траектория только распрямится или упадешь, смотря как жмакнешь тормоз)
Все время удивляюсь, где ты это дерь.мо откапываешь?... Ладно бы просто откопал, так еще и интерпретируешь неверно... При начале торможения в повороте не траектория распрямляется а наклон мотоцикла, и уже как следствие, траектория... По этому тормозя в повороте будь готов добавить контрруления для более сильной укладки мопеда... Тормозить в повороте можно, но с оглядкой на выше мной написанное про вектор держака и выпрямление наклона мота... Это мое мнение, ни на что не претендую... Кстати, погугли про трейлбрейк...
У меня есть ответ на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого, но он может вас огорчить...

Аватара пользователя
XPOH
На форуме: 8 Лет 2 Месяцев 9 дней
Сообщения: 12334
Зарегистрирован: Вс мар 03, 2013 15:34
Откуда: Железнодорожный, МО
Имя: Сергей
Мотоцикл: SV650S
Пол:

Как правильно тормозить с горки на повороте?

#8 Сообщение XPOH » Вс апр 18, 2021 12:17

snowfly писал(а):
Вс апр 18, 2021 08:25
при легком добавлении газа должен затормозить.
Да, на центробежном сцеплении именно так, но оно все равно проскальзывает в таком режиме, то есть там торможение мотором нет, так, подтормаживание...
У меня есть ответ на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого, но он может вас огорчить...

Аватара пользователя
Geodozer
На форуме: 7 Лет 11 Месяцев 28 дней
Сообщения: 2220
Зарегистрирован: Сб май 18, 2013 19:30
Откуда: DC
Имя: Al
Мотоцикл: двухколёсный
Пол:

Как правильно тормозить с горки на повороте?

#9 Сообщение Geodozer » Вс апр 18, 2021 13:04

Kn7 писал(а):
Вс апр 18, 2021 06:23
Ехал в районе 20 км, постоянно подтормаживая. Но заднее колесо начинало заносить.
Резину нормальную поставь, тогда заносить перестанет.
Kn7 писал(а):
Вс апр 18, 2021 06:23
тормоза не справлялись
Тормоза не справляются - это когда до блокировки невозможно продавить.
На механическом приводе это вызвано растяжением троса, а на гидравлике обычно завоздушиванием или раздутым шлангом.
Kn7 писал(а):
Вс апр 18, 2021 06:23
какой все же тормоз на склонах лучше использовать на прямой?
Оба. Но не доводить до блокировки.
Kn7 писал(а):
Вс апр 18, 2021 06:23
какой на склонах при повороте?
Никакой, или очень легко притормаживать обоими тормозами, типа перед поджать одним пальцем, а зад двумя.
Barabas писал(а):
Вс апр 18, 2021 08:00
Замедление на затяжном спуске обеспечивается двигателем с добавлением заднего тормоза
О, ну опять про наше любимое сцепление :rofl:
Скутер с горы катится на выключенном сцеплении.
Более-менее жёсткая связь между коленвалом и колесом есть только на большой скорости и больших оборотах.

Можно путём несложного тюнинга заставить сцепление не выключаться километров до 10 в час, но потом всё равно скутер пойдёт накатом.
snowfly писал(а):
Вс апр 18, 2021 08:25
надо держать маленький газ, чтобы он тормозил двигателем
Ага, поддать газку, чтобы от оборотов колена включилось сцепление. Но если бросить газ, а обороты упадут ниже 2.5-3 тысяч, оно опять выключится.
Не хотел бы я, чтобы ТС подобные эксперименты проводил на серпантине в дождь...
XPOH писал(а):
Вс апр 18, 2021 12:05
задний тормоз обычно барабан, с он тормозит не так как дисковый, при этом быстро перегревается и колодки становятся стеклянные и торможение резко ухудшается...
Вот о чём и речь. Кстати, барабан с нормальными колодками не особо склонен к перегреву.
Kn7 писал(а):
Вс апр 18, 2021 06:23
анализ моих действий, чтобы понимать, как действовать в прохожих ситуациях
Ставь свежую мягкую резину (это решит половину проблем с блокировкой колёс) и проводи ревизию тормозов с заменой расходников.
Колодки помягче (читай отзывы по брендам), тормозуху свежую, сзади всё смазать и отрегулировать. Армированный шланг уменьшит ход ручки, но блокнуть колесо с ним будет легче.
Починяю примусы, регулирую карбюраторы.

elektrik
На форуме: 7 Лет 2 Месяцев 23 дней
Сообщения: 463
Зарегистрирован: Пн фев 17, 2014 20:00
Откуда: москва
Имя: сергей
Мотоцикл: скутер 150сс, и урал падарыли))
Пол:

Как правильно тормозить с горки на повороте?

#10 Сообщение elektrik » Вс апр 18, 2021 14:03

Geodozer писал(а):
Вс апр 18, 2021 13:04
Скутер с горы катится на выключенном сцеплении.
малость подгазовывать ,чтоб не расцепило сцепу.... на скутере зимой основные тормоза это задний и мотор. про передний я вооще не вспоминаю.

elektrik
На форуме: 7 Лет 2 Месяцев 23 дней
Сообщения: 463
Зарегистрирован: Пн фев 17, 2014 20:00
Откуда: москва
Имя: сергей
Мотоцикл: скутер 150сс, и урал падарыли))
Пол:

Как правильно тормозить с горки на повороте?

#11 Сообщение elektrik » Вс апр 18, 2021 14:07

XPOH писал(а):
Вс апр 18, 2021 12:05
тормозить надо всегда передом, а вот подтормаживать или снижать скорость можно и задним...
не согласен. я всегда торможу задним, и если вижу что не хватает то дожимаю передним. диски и перед и зад. но как правило хватает одного заднего. вот если с пассажиром то и обадва тяжко справляются....

Аватара пользователя
XPOH
На форуме: 8 Лет 2 Месяцев 9 дней
Сообщения: 12334
Зарегистрирован: Вс мар 03, 2013 15:34
Откуда: Железнодорожный, МО
Имя: Сергей
Мотоцикл: SV650S
Пол:

Как правильно тормозить с горки на повороте?

#12 Сообщение XPOH » Вс апр 18, 2021 16:02

elektrik писал(а):
Вс апр 18, 2021 14:07
я всегда торможу задним, и если вижу что не хватает то дожимаю передним. диски и перед и зад. но как правило хватает одного заднего. вот если с пассажиром то и обадва тяжко справляются....
На скутере оно конечно более эффективно, можно и задним если тормоза сзади достаточно производительные... на моем китайполтосике, клоне джога, сзади барабан, тормозит так себе... по этому я передом всегда, а задом дотормаживаю... и надо поправиться, я все же про мотопед говорил классической компоновки...
У меня есть ответ на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого, но он может вас огорчить...

Аватара пользователя
Geodozer
На форуме: 7 Лет 11 Месяцев 28 дней
Сообщения: 2220
Зарегистрирован: Сб май 18, 2013 19:30
Откуда: DC
Имя: Al
Мотоцикл: двухколёсный
Пол:

Как правильно тормозить с горки на повороте?

#13 Сообщение Geodozer » Вс апр 18, 2021 16:17

elektrik писал(а):
Вс апр 18, 2021 14:03
малость подгазовывать ,чтоб не расцепило сцепу.... на скутере зимой основные тормоза это задний и мотор
Ага, я так как-то зимой закозлил, дырчик из-под меня уехал, держу за руль, газ выкручивается - дырчик разгоняется, пробежав метров 20, кое-как в сугроб завалил его :rofl:

У ТСа, судя по описанию местности, сугробов поблизости нет :blush2:
elektrik писал(а):
Вс апр 18, 2021 14:07
диски и перед и зад
Ну вот поэтому задний и работает нормально, а не как барабан на вкл-выкл.
Починяю примусы, регулирую карбюраторы.

Аватара пользователя
Сергей Ф
На форуме: 11 Лет 1 Месяц 1 День
Сообщения: 7660
Зарегистрирован: Вс апр 11, 2010 12:55
Откуда: Москва, САО
Имя: Сергей Ф
Мотоцикл: FJR
Пол:

Как правильно тормозить с горки на повороте?

#14 Сообщение Сергей Ф » Вс апр 18, 2021 22:53

Правильно - до поворота.
"Боишься - не делай. Делаешь - не бойся." (с) Чингисхан.

Serega iz Nvmskovska
На форуме: 10 Лет 10 Месяцев 28 дней
Сообщения: 9672
Зарегистрирован: Пт июн 18, 2010 19:03
Откуда: ...см. выше
Имя: Сергей
Пол:

Как правильно тормозить с горки на повороте?

#15 Сообщение Serega iz Nvmskovska » Пн апр 19, 2021 14:29

Kn7 писал(а):
Вс апр 18, 2021 06:23
Где я допустил ошибку?
Основная ошибка - выбран неверный скоростной режим при входе в этот попорот, не учли погодные условия.

Ответить