уже и не вспомнить что навеяло в 13 году, но вот родилась такая задумка. тогда попутчиков не нашлось, а в одиночку я еще не ездил. шли года... и вот пришла пандемия с закрытыми границами - тот самый момент для этого маршрута. поездки в одного с того времени уже не проблема, да и внедорожной езды с каждым годом прибавляется, лишь бы поскорее съехать с трассы, асфальта. так, если еду в сторону кавказа, то не пилю монотонно по М4, а неспешно мелкими дорожками между ней и трассой на волгоград. дня за 3-4 до кавказа доезжаешь, что конечно большинству не позволительно по времени. но как раз в эти поездки, когда едешь, хоть и по асфальту, но по пустой дороге, и местами видишь донские пригорки, пейзажи - необходимость проехать вдоль дона вспоминалась. конец зимы - осень, начал планировать.
первоначальный трек прокладывал по асфальту и накатанным грунтовкам, но продолжил его уже всевозможными тропами, лишь бы ближе в берегу, а потом и первоначальный участок дополнил проездами близ берега. osm + спутники Google Yandex Maxar Bing + треки osm и strava, вышло так (кликабельно): дон ~1850км, трек ~2100км
ну а там уж, как получится...
---
неведомым образом, незадолго перед поездкой, пришло нечто, какойто дальний родственник короновируса - электровирус, распространил свои бациллы на мотоцикле, и все что с ним контачит начало выходить из строя, вплоть до конца поездки. за неделю сдох дисплей на планшете, а ведь были мысли писать на дневках, перед выездом стал проверять солнечную панель - она упорно продолжила деградировать и ничего толкового на аккум не давала. ладно, без планшета, не особо и нужна. в первый же день перестал контачить нужный для зарядки тел. юсб удлинитель - вышел из положения, на стоянке нагрел флягу, типа духовка, вставил туда юсб штекер и когда пластик прогрелся согнул его под 45 градусов, а то иначе он упирался в сумку. но электровирус не сдавался, он пошел по цепочке, и юсб розетка перестала подавать признаки жизни. хорошо, осталась еще одна и сдвоенный провод, как раз на 2 телефона - сколькото дней это пожило, но злыдня эта добралось и до них, один из штекеров перестал контачить. стал заряжать поочередно - ха, сказало оно, и на одном телефоне расшатало разъем. ха, сказал я, и приделав резиночку к штекеру стал оттягивать его в разные стороны, чтото там както поджималось, не болталось и зарядка периодически присутствовала. второй же телефон просто заряжал вечером от аккума, на день без постоянно включенной карты его хватало. вроде бы на этом мы с вирусом сошлись - ни вашим ни нашим. и только гдето к последним дням он снова показал мне средний палец, расшатав разъем окончательно, так что заряжать тел. стало возможным только подсоединяясь напрямую к батареи. но это был уже конец трека, навигация в тех краях стала проще, спутники не особо требовались, обходился треком и осм картой.
и вот, казалось бы, все, порешали мы кто тут упрямее, но нет, на факультативном продолжении маршрута, в горах стала пропадать зарядка и кончилось все выгоревшим генератором и переставшим работать реле-регулятором. уж кто первый сдох и потянул за собой собрата, осталось за кадром. удар так удар, могет, нокаутировал... вот только зная что мой РР повидал жизни, взял у знакомого давно пылившийся от квадрика, както хотели ему его ставить, тем более поставил аккум в другом типоразмере, на 2 см ниже, и запасное РР нашло себе уютное над ним местечко для хранения. пригодилось так пригодилось. генератор перемотали, благо заряженного аккума хватило на 30 км горных грунтовок.
ну теперь то уж все? ну что еще. вернулся... мою мотоцикл. смываю те бациллы, иии... ломается керхер ))) толи смеяться толи плакать. тьфу тьфу тьфу, надеюсь весь тот период выходящей из строя электрики остался в том же году.
ну да отвлекся, уж больно эта электроломка задела. тем временем последние приготовления, ноухау - сшиваю стропу пропущенную через трубу поперек рамы, выходит такая ручка, которая может быть перетянута на любую сторону, за которую можно тянуть или если надо поднимать мотоцикл
точка старта, логична задумке - от истока до устья, т.е. новомосковск, парк
[INDENT]впоследствии мне расскажут, что исток якобы сделан искусственно, как некая достопримечательность. в этом месте били родники, табличку ставили рядом, год другой родник бить переставал и возникал по соседству, табличку переносили. через дорогу же, строили толи кинотеатр, толи универмаг, щас это вроде ТЦ, и там били грунтовые мин. воды, потому и цвет осадка такой, впоследствии их под дорогой и отвели в парк и водрузили камень с надписью. а исторически, якобы, исток был на месте водохранилища, когда то начали заполнять, его и затопило. вот ручей, да еще и из парка городского, и оприходовали, чего добру зря пропадать. я не гуглил не проверял, сплетничаю ;)[/INDENT]
---
обнуляю одометр, поехал
~30 км
эндуро началось сразу же в гор. черте, какойто тропинкой через лес к дону, и сразу же за чертой города крещение грязью в ручье, пару часов назад мотоцикл так блестел, что остановившим на посту на р. ока дпсникам придраться было не к чему
ну и первая фотосессия с доном, на тех же задворках нвмск - ручьем себя не явил, предстал сразу вполне себе речушкой
через 10км, так уже и не перепрыгнуть
план на день выполнен, старт по треку сделан, с доном взглядами пересеклись, руки пока не пожали, тактично к берегу на полянку с палаткой не пущает. близ люторичи нашел точку пляжа на карьерах, туда и поехал. оказалась база отдыха, но нашлись и др. места подъезда к воде. аккурат перед грозой, только и успел тент натянуть да под ним на час другой спрятаться
утром распогодилось
---
~15км
ночью же, судя по всему, дон решил меня пробить по своим канал - ктото хочет вдоль него проехать, что за тип, что за нафиг, непорядок... пускай пока побудет в сторонке. после грозы, сговорился чтоб еще и ночью дождик покрапал. сразу же при выезде с карьера началось - раскорячился в луже, с виду ничего страшного, возьми да выехай
вот только заднее в колее, спереди березка мешает рулю, справа нога утопает, так что упереться и наклонить вправо, чтоб обвести березку, не выходит. пол часа мучился, лесочек, комарье налетело, кое как облокотив на березку, насобирал палок по округе, чтоб опереться можно было.
далее, не лучше, трек сразу вывел на край поля, там размокшая глина, после поля, луг, да такой что местами вода хлюпает, кусты осоки в протекающем ручье
не, не мой день. вот же на карте, какието романцевские горы, озера, места стоянок отмечены - поеду загорать, а дороги нехай сохнут.
до дона только по пути доехал, запечатлел, а то както нехорошо, вдоль дона, да без дона. я ехать, не еду, а он все массу набирает, уже вполне себе река
---
~160км
ну что дон навел справки? можно?
подсохло, едется нормально, никаких чач, ну почти, то реку запечатлеешь, то ручей приток форсируешь, а вокруг поле дикое, его аромат, и еле различимая дорога - ляпота
хорошее начало, тут и закуток рыболовецкий, подход к воде есть, искупаться можно, а то все в карьерах и озерах, может он потому и серчал.
может может, ибо только искупался, выехал сразу на возвышенность, дорога вдоль поля - трасса, мчи не хочу, виды далекие, остановился фото сделать, так еще за рекой на хуторе у когото казачьи песни играют - таким я его и представлял
ну а он хоть массу активно и набирает, но пока еще на ровной местности позволяет местным пересекать себя вброд
тут уж и какието знаковые места пошли, заехал в монастырщино. хотя конечно больше ради любопытства, узнать есть ли отмеченный на карте мост, и можно там было бы проскочить (моста нет, брод)
а дон тем временем то рядом держит, и продолжает радовать дорожками и видами
то свысока дает собою и округой любоваться,
местами зажиточными
и вроде уже ничего лучше и не ждешь, но выезжаешь на дорогу с видом на рапсово поле - нет, достойно конечно, но не лучше
а на карте виднеется давнишняя отметка, гдето какието камни, проезжал когдато данков, объезжая М4, там был указатель достопримечательности. и тут указатель на дороге, мне вроде как в затон не особо и надо, и с моей меткой не совсем бьется, но мало ли, поехал... вид на тоже поле + дон, огогошеньки. было бы авто, была бы еда, не было бы нужды в купании (а подхода к воде тут не наблюдалось), встал бы лагерем не задумываясь
https://www.openstreetmap.org/node/2545474307
да и затон оказался популярный местом, палатки, отдыхающие. взял на заметку, время то уже к вечеру. но прежде магазин нужен, поехал.
а метка на карте с иным камнем все еще по пути, а там еще и какоето экопоселение - шо цэ таке, решил заскочить. экопоселение оказалось ломающим шаблоны - какието столбики симпатичные с названиями линий, типа лесная ягодная в таком духе. все такое аккуратненькое, дома на большой раст. друг от друга, с большой территорий вокруг. и явно не коттеджный поселок, ну и никак не деревня. ладно, подивился проезжая мимо, да доехал до точки. доехать то доехал, да както на ровном месте мот и уронил, холм от крота там что ли помешал. смотрю точку на карте, а место то называется "дурные камни" - вот уж действительно дурные. вон он поодаль слева меж кустами замаскировался еле различим, булыжник этот, пакостник
https://www.openstreetmap.org/node/3379435968
и опять 25 - место залипательное, овражики поле запахи. эх нужда в купании, а уж после подъема штанги то, на авто имей с собой бутыль воды, хотя с кондеем и она не нужна, и останавливайся где хошь :/ ладно, повод вернуться
отъезжаю, а в сотне метров овражики так и манят - вот тебе полянка с мелкой травкой да под деревцем... ух!
ладно, надо придерживаться темы - дон, так дон
зыж кстати, гдето на границе областей он помутнел, еще в тульской дно можно было разглядеть, в липецкой уже нет. стал собою.
---
вечером, уже потемну, вдруг откуда ни возьмись, мчал квадроциклист. подсветив мот, удивился да подъехал. поболтали. поспрашал я про то что видел: зажиточно тут у вас, вот там выше по реке база отдыха какаято - есть такая, да властьимущих, как и вот тут замок на дороге одного из; ну а что за экопоселенцы - тоже не всем нравятся, понабрали участки гектарные. ну и, как выяснится впоследствии, главная тема - дон уже не тот, обмелел, вот раньше! в этот, первый раз, с шикарным предположением причины - ниже завод кокаколы, вот тамто из скважин безостановочно качают, воде надо откудато браться, прикинь сколько колы надо на всю россию.
ну и конечно, в продолжение "а вот раньше" - рыбу внизу всю выловили, до нас не доходит, малые то мы тут огого ловили. одна давеча радость была, в недалекий год вдхр. переполнилось и крупняк какойто рыбы прорвался, такой тут не было, да рванула вверх,мчс останавливала, да та им только сети рвала.
про дорожку далее рассказал, но без карты под носом сложно воспринять такую информацию, за что на след. день и поплатился.
~80 км
пол дня ходили тучи, не давали поехать, надо мнойто еще ладно, пыталось чтото покапать, но на другом берегу гром и молния развлекались во всю. поедь я вчера на одно из приглянувшихся мест в затоне, ох там бы смыло. повезло №1. распогодилось, при этом вроде в сторону куда мне ехать фронт не заходил, часа в 3 собрался поехал. еду "по местности", держась не трека асфальтового, а ближе к реке, и подъехав к мосту, на картах увидал грунтовку с другой стороны. поехал, но чтото не то, в памяти прокладка маршрута возникает, места эти, мысли гложут - не зря же трек с другой стороны, где подвох... в общем уперся в отсыпку, тут же вспомнились вчерашние слова - тебе бы по той стороне ехать, да вот тамто там перекопали спецом, чтоб не выезжали... вот оно где. самосвалы тут ездят, карьеры в округ, может потому через эту промзону трек и не повел. ладно, стал разворачиваться и неудачно завалился, у бугра переднее колесо в яму попало, и вот мот лежит под 45 град. казалось бы и поднимать не надо, да ни в какую, переднее упирается. прошло пол часа мытарств, и вот уже приближается гроза - смотрю на нее, то ли под тентом как под зонтиком прятаться, то ли палатку разбивать, да не успею, а щас грунтовку в поле намочит и я назад уже ни ни, то ли да пошло оно все - оно и сжалилось, и ушло. выехал к мосту, там толпа купающихся была, а всех как смыло, сотни метров в мою сторону, и долго бы я на той грунтовке возился. повезло №2, крупно.
ладно, дальше хоть полями, гдето слегка подмочило, но ехать можно. фотографирую мостик в стиле - я тебя слепила из того что было. трубы балки бетон, ветеран среди мостов наверно, как его только не латали бедного, дон не щадит
потом трек вывел к подвесному пешеходному мосту, по плану так и было задумано - либо повезет и можно будет проехать, либо нет. не повезло. зато повезло местным, до воды метров 10, чем они и пользуются прыгая с моста
перестроив маршрут подъезжаю к полям, поначалу едется, потом навстречу авто смачно свежезаляпанное и мужики с такими же ногами рядом идут - ничего не подумал штирлиц, а что думать коли других вариантов нет. в общем вселенский баланс соблюден - 2 раза повезло, 2 раза не повезло. 2 км за 2.5 часа, и закончилось все лишь потемну.
здесь я еще "ехал", далее глина превозобладала над черноземом и передвигаясь десятками метров, приходилось ее вычищать
---
где же я вчера очутился то в ночи? ну неплохо
интересно место, заводь с прозрачной ледяной водой соединяется с теплым доном, а он тут на изгибах уже огого
ладно, надо облегчить мот и ехать - полведра грязи наверно скинул
~120 км
после вчерашнего была спокойная езда, запротоколировал дон
и под задонском обосновался на замечательном пляжике. удачная точка (альтернатива воронежскому вдхр.), скажем если в пятницу после раб. дня стартануть на юга, то можно тут остановиться, в задонске магазины, съезд/заезд на м4
---
хорошее место, наверно можно позавидовать живущим на том берегу. там кстати поблизости и кудыкина гора.
~115
было хорошее начало, поля пригорки
видимо это расслабило, залюбовался, да и грохнулся, уклончик, колея, ну и заднее съехало - раскочевряжился поперек дороги. кажется у меня вот именно при таком раскладе, когда поперек, с высокой вероятностью чтонибудь да страдает. вот и в этот раз, омрачилось поломкой стекла. серый скотч наше все, но раз недалеко уже и воронеж, кинул клич вдруг там кто сыщется с дремелью, канавки сделать, чтоб потом эпоксидкой укрепить на стоянке. ну и к духу дороги воззвал, а то иной раз дорога как находит приключения на 5 точку, так и помогает их решать.
а вот как раз и они, приключения, трек повел по кромке поля и провел через заросли. однако, сам себя не похвалишь... и как я умудрился эту заросшую дорогу на спутниковых снимках разглядеть, глаз то наметан
жизнь налаживалась, откликнулись с воронежа, нужный инструмент гараж есть, вот только сам в путь дорогу уезжал на днях. ну коли поспею, спасибо, заеду. знаю, лучше не спешить, чревато. да и виды не дают
до заката к воронежу не приблизился, а вечером через весь город, да пока со стеклом провозиться, то се пятое десятое, явно не "5 минут". не рискнул. нашел на карте по пути пляжик под воронежом, туда и направился.
но откликнулись не только люди, но и дорога с ее духами, почтила вниманием. вечерело, купающиеся поразъехались, тихо спокойно, тут в кусты влетает уазик - мужики приехали на сома. один оказался и мотоциклистом, и просто отличным дядькой, все порешилось - завтра к нему в гараж, где "есть все".
---
~8км - всего ничего
ехать в гости совсем рядом. солнце жарит... но у дона свои планы - теперь не отпускает. сначало предстояло выехать с пляжа, там же спуск с обрыва, и по мокрому это была затея 50/50. особенно глупо было пытаться заехать с вещами. 20 метров занести их на склон и не пришлось бы, упав на середине подъема на ступеньке, возиться в грязи снимая их. полчаса-час,но както сдюжил, ходом взяв соседний заезд поровнее. дальше грунтовка у поля - неск. сотен метров движения, "упал-отжался", и так 4 км и неск. часов. на отворотке к городу дон наконецто отпустил. быстренько доехал до места - отмыли накормили напоили спать уложили, стекло подшаманил, еще по мелочи чтото сделал, участие в ремонте стиралки принял. спасибо хорошим людям.
---
~135 км
хм, тенденция, еду в гости, к знакомым - надо непременно извазюкаться. пошел смотреть дорогу, подножка в сырой грунт и ушла - одному даже приподнять мотоцикл с таким якорем, нет никакой возможности. хорошо есть лопатка, выкопал яму, сложил подножку, поднял. "мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус..."
а дон в неск. метрах справа
---
~117 км
все больше становится меловых холмов. как раз к дивногорью подъехал, а после него лесной участок вдоль реки у подножья этих холмов, начали закрадываться каверзные сомнения по поводу идеологии маршрута
---
~95 км
примерный день, когда я предательски сдал первоначальную идеологию, предательски променял на какието красотульки. нет мне прощенья. маршрут строил так, чтобы держаться ближе к берегу, но возобладала холмистая местность по правому берегу где шел трек (а оно так само собой получилось - на одной из сторон впадающие реки пришлось бы объезжать дальними мостами, больше грунтовок ближе к берегу, меньше заболоченных участков, застройки). и когда трек вел по верху холмов, то ессно виды там открываются куда симпатичнее, чем внизу у реки. до воронежа рельеф был ровнее, и езда близ русла по какойнибудь полевой грунтовке была вполне себе, а когда дон поджимается к холмам, то остается довольно узкий участок для дороги, а если там еще и лесополоса, все это плохо просыхает, отчего дорога вся разбита (колейность, ямы). выкапывание подножки тому хороший пример. в общем сдался сам себе, и стал по месту перестраивать маршрут где это возможно. а наверху часто так: на плоскости холма луг, потом лесополоса, а за ней уже какиенибудь поля итп. вдоль поля может идти хорошая грунтовка, мчи не хочу, только тогда за лесополой не виден дон, но обычно имеется менее выраженная грунтовка по лугу, зачемто ее местные накатывают, и вот на ней, помимо вида, сильнейшей земляничный аромат (вот наверно потому и накатыват. ягод правда не нашел). ну уж перед аромотерапией вкупе с открывающимися видами сложно устоять
а ктото еще взял и построил беседку. вот бы полюбоваться закатом, но повторяется история с камнями - лето жара, купание побеждает, приходится ехать.
доехал до какогото популярного места под название колодежное, а там весь берег в отдыхающих, машины палатки, будто это черное море. охохо, ужаснулся да дал деру, и через неск. км дон порадовал безлюдной замечательной полянкой
---
ехал ехал не тужил
в ямку лихо заскочил
кофр тут и отскочил
я домой тогда свалил
полянка где ночевал. наверно рыбное место, судя по множеству колышков на берегу и крюков в дереве. купание с адреналинчиком - ныряешь с обрыва, а тебя сильным течением тут же уносит, страшновато
~100 км
закрепляю новую идеологию: вверх
вниз
вверх
вниз
вверх
закрепил. а впереди тем временем чтото тревожное, мне туда...
но форсмажор останавливает. въехал в ничем не примечательную ямку, и както так амплитуда сыграла, что рывок пришёлся на зад мотоцикла, днище кофра вырвало, даже грузовая стропа, которой он был притянут, не спасла, может ослабла, повис лишь на ней. трещина солидная, руку можно просунуть, по асфальту еще можно было бы на дно чтото подстелить, чтоб мелочь не вылетала, и продолжить движение, но эндуро езда уже без вариант. придется ехать домой за заменой. М4 недалеко, но ну ее нафиг, лучше местечковые дороги посмотреть "Россошь - Каменка - Острогожск - Воронеж", а в ночи уже можно и по ней.
перед воронежом нагоняю "авто" и не пойму, почему в машине посередине человек в шлеме выглядывает, оказалось вот нечто
---
почти неделю передышки, мелкий ремонт, пайка поверженных электровирусом (на тот момент), замена снаряжения и снова в путь. возвращаться решил не абы как, а продолжая тему "от истока до устья", по одному из значимых притоков - р. воронеж. без фанатизма, без трека по неведомым тропам, явными дорогами на картах/спутниках, ориентируясь по месту. воронеж начинается с объединения двух одноименных рек (лесной в. и польной в.), так что отъехав от трассы на каспий 60 км, с ночевки поблизости и начну
---
вечером конечно пришлось полянку поискать, все же достаточно населенная местность, но нашлась хорошая. речка прозрачная, теплая. все бы хорошо, но на дону я забыл что такое комары, их там вообще не было, а тут налетел полк, видимо огромное лесничество на другом берегу сказывается.
~340 км
съехать по реке - интересно звучит. надо закопирайтить, если кто еще подобного не делал, сплав сплавить по реке, понятно, то ли дело - съехать по реке (с). хотя вдоль горных ездят, то броды преодолевая, а то даже и по руслу, и сам ездил, но так это не воспринималось, просто часть маршрута.
ладно, что там со съездом - были поначалу аутентичные места, хотя и пришлось к ним по песочку пробираться хвойными лесопитомниками (ну да надо тренироваться, а то в будущем на карте пугающе маячат непонятные цимлянские пески)
но потом все больше населенности, или лесов и болотистой местности с тупиковыми туда дорогами, так что сторонкой сторонкой до воронежа, и за нововоронеж (кстати центром удивил, какойто уютный что ли, хотя и город при аэс)
---
~165 км
а тренировка меж тем продолжается, с видом на ту сторону, по которой я ехал неделей раньше
какая разительная разница двух берегов, того холмистого и этого равнинного - обилие хвойных лесов с их любимым, и не любимым мною, песочком (онито гдето тут и горели, когда я ломал ящик); объезжаемой болотистой и затапливаемой в половодье местности; поселки растянутые вдоль дона... когда недавно менял концепцию, почти все это и перечислял. как хорошо что трек вел и будет вести по той стороне с обзорными видами. мне то лучше пыхтеть в горочку, чем колупаться в песке ;)
---
~215 км
"златая цепь... и кот ученый" дополнили бы
снова обилие хвойного леса и песочка по левому берегу. хотя иной раз это было на руку, когда заехал на брошенную дорогу, объехать препятствие труда не составляет (а то в аналогичных условиях лиственного леса я еще встряну).
ну и наконец выехал обратно на трек к той самой ямке - такая безобидная, а так больно лягнула
полюбившийся правый берег встретил: хлебом солью, в виде абрикосов
и своими видами
не обошлось правда и без ложки дегтя - плутал по полям в надежде выскочить у моста к верх. мамону, бенз был на исходе, но трек подвел, спутниковые снимки староваты, и упирался то в откос, то в забор ограждающий м4, будь она не ладна. в итоге въехал в чьюто нору и ветровик вновь сломался от резкого удара. главное до этого по этой норе нормально проскочил, а она коварная - как трамплин, в одну сторону пологая, а с другой где сама нора, подбросило так, будто бревно перескочил.
---
~90 км
жалко фотография не передает, но это поле сухих подсолнухов смотрелось очень необычно и интересно, такое мрачное... будто привычное нам яркое жизнерадостное и позитивное поле подсолнухов вывернуто наизнанку. а тут, какието скорбящие подсолнухи, будто на кладбище, или как раз наоборот - кладбище подсолнухов
а меж тем, красивые виды, иной раз, требуется заслужить, как, к примеру, на этом подъеме в небо - брать ходом было страшно изза откоса справа, а малым ходом хватило только до первой ступени, где на рыхлой пыльной земле благополучно и завалился, и потом еще пару раз, а солнышко припекает, точнее жарит, пока наконец не затолкал наверх, и выжатый как лимон рухнул в тень мотоцикла опустошая флягу. а потом еще марш бросок занести, точнее даже затащить, снятую сумку.
пожалуй надо было просто по заезду на очередные неск. метров, оглядываться назад, созерцать, делая передышку, да поменьше спешки и суеты
ну, хоть со спусками без проблем
одна из "земляничных" дорожек
вечерние поиски пляжа - коли дон изгибается тут эсочкой, то и песочек с этого обрыва должен гдето намыть
так и вышло
---
день шел дождь, и еще день пришлось ждать, чтоб дороги подсохли. а пока наблюдал за сплавляющимися на плотах, один так вообще шел на водных колесах вверх. примерно в эти дни они появились, конец воронежской области, видимо гдето находится последний пантон.
~40 км
дороги просохли так себе, особенно прибрежные, особенно меловые вдоль леса/кустарника - они коварны как мокрая разметка. разок так на ровном месте неудачно и прилег, так что и мотобот от ушиба не спас. потому без раздумий, восполнив съестные запасы, поехал залечивать раны да загорать на пляжике, благо он подвернулся замечательным. и на след. день там остался, нехай все сохнет, чтоб уж без эксцессов
---
на удивление, ушиб быстро прошел. может дело в живой водице, бутылочку которой я в источнике на дону наполнил, она какаято с йодом, не пил таких, горчит. из источника была как слеза, а через пару часов уже коричневая. с ней там даже чтото хитрое делают - нарыли ям, застелил их целлофаном, наполнили этой водой и сверху снова целлофан - йод что ли выпаривают, точнее воду конденсируют, а более йодистый раствор выходит остается. как бы то ни было, козленочком не стал
~110 км
дневка на пляже, оказалось оч. правильным решением, ибо этот день выдался отчасти кустарнически-лесным, и по непросохшей глине, земле и траве была бы не езда, а мученье. а так, всегото пришлось прорубаться на заброшенной дороге
разворачиваться на тупиковой дороге
и пробираться по заросшей дороге
но в остальном, не жалуюсь, дорога радовала
---
~110 км
хорошее начало дня, когда как на ладони предстоящий путь
волгоградская область встретила постепенно начавшим меняться рельефом - узкая полка с дорогой по берегу под холмами, сменялась ровными широкими низинами, затонами. то что было до и в начале воронежской области возвращалось, но менее зеленое и с покошенными полями - дорога читается лучше и ехать проще
так к вечеру я доехал до сухого дремучего леса, смотрелся он сказочным, но и немного устрашающим
таил же он в себе, отгороженное добротными песками и илистым берегом, замечательное место ночлега, которое пришлось заслужить. и если к берегу по пескам я еще както протолкался, то как предстоит выезжать, слабо себе представлял - в подъем сотню метров по рыхлому мелкому песку, непонятно. но эта забота быстро улетучилась, налаживание быта в хорошем месте радует и уносит заботы прочь.
---
утро вечера мудренее, разведал окрестности, люди отдыхающие как всегда рыбачащие в стороне нашлись, там и дорога. начал было выезжать по водной линии, но вовремя предупредили что могу застрять, а вчера я то как раз на последних метрах к лагерю канаву прокопал
поехал по границе песка и травы и успешно к дороге выехал. вообще странно - огромное поле песка, но илистость у берега. вспомнились рассказы соседей, неск. ночевками ранее, из цикла "дон уже не тот" - не промерзает достаточно, а когда раньше лед по нему сходил, он то этот ил у берегу и счищал.
~165 км
дежавю - выезд на возвышенность с последующей ездой по широкой низине. дон, если ранее шел впритирку с заграждением из холмов, тут уже набрав силы, нет нет да норовит расправить плечи и потеснить оные, расширив свою прибрежную зону.
обзорным местом стал шукшинский утес
и вниз к заказнику петлять там среди лесков, полей, объезжая всяческую заболоченность
постигать новые явления. казалось бы, дождь - плохо для езды, жара - нормально. но нет, долгостоящая жара в этой местности, так сушит землю, что в ней образуются трещины с кулак в неск. метров, и комфортно по такой дороге уже не едется, трясти начинает огого, как по брусчатке, что немногим лучше езды по вспаханному мягкому полю
вечер радует, дорожка до места ночевки дается легко, да с хорошими видами - холмы тут дону еще напоминают о себе, заставляют местами аккуратно идти его вдоль стеночки