Скрытый текст
Мнениями обменялись. Надеюсь, поняли друг друга.
Давайте закроем срач. Этой теме этого не нужно.
Спасибо за понимание.
Отправлено спустя 1 день 9 часов 21 минуту 25 секунд:
День 23. Денег нет, Байконура нет, Арала нет, карнавала нет.)
Шымкент - Кызылорда - Байконур - Аральск. 900 км.
День по Лагутенко.)
Карта:
https://yandex.ru/maps/-/CGdkA-Zr
Все было бы здорово и я бы не стал тратить время на заезд в Кызылорду, если бы не кончились тенге. Т.е. наличность.)
Выехал стандартно в районе 5.45 утра. Но если в Алматы это уже были предрассветные сумерки, то в Шымкенте еще была ночь. Рассвет встретил в дороге:
Дорога сгдн - идеальный асфальт при относительно комфортной температуре в 36С.
Но дорога не радовала: унылый забортный пейзаж, изматывающий полощащий боковой ветер, куча патрулирующих по дороге машин полиции казахстанской ГАИ (вернее, ПАИ - патрулирующая автоинспекция), что соблюдаешь скоростной режим 90 км/ч + 9.
Понятно, да, насколько роскошен забортный пейзаж?)
Но в период с рассвета и до 10-30-11.00 дня роскошно солнце:
Пока оно не ушло с линии над горизонтом высоко в небо.
Если рассветное солнце в наших широтах - это блюдце (вернее, микроблюдце, даже не так - подставка под вареное яйцо, по своему диаметру), то в волгоградской-астраханской степи, оно - вполне себе тарелка. В Азии же, восходящее солнце - уже тазик или круглый подносик. И желточно-жОлтое.
ПАИ:
Ездят на белых японских седанах, в основном, на короллах и камри. Дорожная полиция Казахстана не сидит в засадах, она - патрулирует. Экипажи патрулей можно встретить где угодно, на любой дороге: ровной и разбитой, утром и ночью, в самой пустынной глуши, вне зависимости от есть населенка рядом или она за сотни километров. За время своих переездов по Казахстану, я каждый день по несколько раз сталкивался с патрулями во время движения. Каждая машина имеет по 2 камеры видеорегистрации: на торпеде и на задней полке. Соответственно, камеры ориентированы вперед и назад. Объективы камер длиннофокусные и ловят нарушения на достаточном расстоянии. Штрафы - адские, полицейские "злые" и несговорчивые, т.к. взяток не берут и не прощают. В общем, все чужаки заранее дрожат, въезжая в Казахстан.) С другой стороны, казах - самый безопасный и комфортный водитель на дороге: не нарушает, прогнозируем, уважителен, никаких оранжевых, шашек и хитрожопых маневров "пока никто не видит". Например, в Алматы водители останавливаются за несколько метров до стоп-линии - чтобы дистанция была очевидна и не было сомнительных трактовок вероятного нарушения со стороны полиции:
С полицейскими из машины на фотографиях я познакомился в чайхане на трассе. Они уже ели, когда вошел, после чего подсели ко мне за стол со стандартными вопросами: откуда, сколько жрет-сколько прет? и ну ты даешь! Ребята поели мощно, но с заведением не рассчитались, прикормленные (хотя, может у них корпоративные безнальные проплаты за месячный абонемент на бизнес-ланчи)).
Сделаю шаг назад.
Накануне у меня закончилась казахстанская наличка.
Ну, как закончилась - мелочь какая-то была, но на 2 с половиной бака до Аральска уже не хватало.
(В памирский трип я поехал по-классике с наличкой - котлеткой из долларов США, которых взял с запасом на плановые расходы и решение всевозможных проблем. С учетом того, что нацвалюта стран моей поездки хорошо девальвирована, то обмен любой значимой суммы долларов сулит получение пары пачек местных денег, которые раздражающе тянут карман. Поэтому, я менял по чуть-чуть, буквально на сутки-двое вперед.
Например, вот $20 в узбекских сомах в самых крупных купюрах:
Но стоит разменять одну из них, как возросшее количество бумажек переезжает в полиэтиленовый пакет.)
В Шымкенте была мысль сделать иксчейндж, но банки не попались на глаза, а потом я просто забыл о задаче.
Короче, стартовал с ясным пониманием, что по пути необходимо заехать в какую-нибудь крупную населенку, где есть банк. Мапс.ми показал на Туркестан, который был в 160 км от Шымкента:
(Батыр Алатау, стоящий на объездной Туркестана.)
Объездная запомнилась тем, что, не смотря на изолированность он жилого сектора блоками и присутствием регулируемых пешеходных переходов (со светофорами), имеет ограничение в 40 км/ч (если не ошибаюсь). Километров 20 скучной пилежки...:
С Туркестаном я пролетел. Почему? Прааально: приехал в него до начала рабочего дня. Сильно до начала. Ждать больше часа до открытия банка, особенно с учетом дневного пробега в 900 км, не стал. Объездной пошел дальше.
И стало ясно, что, с учетом попутной заправки на оставшееся копье денег, в следующий город, Кызылорду, я въезжаю глубоко на лампочке и без местной налички.
Дорога, естественно, унылая:
Есть немного фур и совсем мало легковых. Развлекаешь себя, как можешь.) Например, наблюдая за местными колхозниками:
А дальше, на фоне солнцепека и жары, я вижу, как впереди трасса тонет в разлитом густом тумане:
Туман бело-серый - "цементный". Песчаная буря, подумалось? Еще подумал: и что я в ней буду делать на мотоцикле??
"Туман" локальный, с расстояния видны его границы. Посреди пустыни, жары и отсутствия осадков. Тревожно, картина напоминает американские ужастики, когда потерпел крушение военный самолет, перевозивший в бочках лютый биохазэрд, и эта зеленая опалесцирующая срань вылилась, и, с шипением испаряясь, образовала подозрительный туман... Отогнал мысль, что буду въезжать в город зомби, успокоив себя, что это промышленный смог.))
А стоял смог над Кызылордой.
Кызылорда - городок на 250 тыс человек и региональный нефтегазопромышленный центр.
Город современный, чистый, из простых среднеэтажных домов. Город - весь в плотном тумане, машины двигаются "на ощупь".)
Ближайший банк был в нескольких километрах от въезда, поэтому по городу не раскатывал, фоток нет:
Приподнявшись в деньгах, богато поел в ближайшей кафешке, отметив этим возвращение всемогущества, и, в целом, пришел в душевное равновесие.))
А вся история про Кызылорду - это прелюдия в уроку географии.
Кызылорда стоИт на Сырдарье!
Постараюсь объяснить, что значат для меня Амударья и Сырдарья. Они - это привлекательные определения, много лет автономно хранящиеся в ячейках памяти, и случайным образом получившие свое подтверждение наяву. Например, едешь ты по США и видишь придорожную табличку "Interstate 60" и молния в мозге - это она, та самая трасса №60 из одноименного фильма! Или случайным образом видишь на дороге в Румынии указатель "Замок Дракулы" и тоже получаешь заряд бодрости от приятной неожиданности, ассоциируя встречу с классным фильмом Кополлы.
Для меня Амударья и Сырдарья - привлекательные необычные названия из школьных уроков географии, когда ты изучаешь теорию, что-то откладываешь в память, будучи совсем не уверенным, что тебе это пригодится. А тут - бац - они!!!
Да, в памирском трипе я проехал не только Сырдарью, но и Амударью. Амударью проехал в Узбекистане, на ней стоИт город Нукус, в котором искал "священный 95-й".
Амударья и Сырдарья - реки №1 и №2 Средней Азии. Обе реки сильно мутные и неглубокие, с меняющимся руслом, несудоходные. По мутности, например, Амударья - одна из наиболее мутных рек мира. Их можно назвать систерриверс, и близки они не только наименованиями, но и течением, и хозяйственным значением.
Благодаря искусственным каналам и арыкам, проложенным от этих рек, СССР заложил и создал сельское хозяйство, освоил новые территории и расселил на них людей, создав жилую инфраструктуру, и, вообще, поднял с колен тогда феодальный Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Казахстан (не считая будущей нефти в странах, где она есть).
Воды обеих рек разбираются практически полностью на орошение. Например, около половины объема воды из Амударьи забирается в Каракумский канал и уходит в Туркмению. Где вдоль канала тянутся поля хлопка и пшеницы. Весь урожай хлопка Узбекистана произрастает на территориях, орошаемых водами Амударьи, а это - 20% мирового урожая. В Таджикистане на Амударье стоЯт ГЭС, благодаря которым страна экспортирует электричество и зарабатывает на этом. Аналогична ситуация с Сырдарьей. Ее воды на орошение и ГЭС разбираются Кыргызстаном, Узбекистаном и Казахстаном.
Если интересно, схема каналов, забирающих воду из этих рек:
Все здорово, кроме одного - забор воды из рек прикончил Аральское море. Не так давно, обе реки впадали в Арал. Ныне, после обмельчания моря и разделения его на 2 водоема, Амударья впадает в Большое Аральское море, Сырдарья - в Малое Аральское море:
По Аралу был отдельный пост: быль о том, как высушил человек целое море...
В пути Родина впервые напомнила о себе. Скупая мужская слеза скатилась на раскаленный круп сучки, и мгновенно испарилась):
Еду, значит, весь такой полусонный по унылой дороге и вдруг вижу сбоку тарелки!
Байконур??
Давлю тормоза, Мапс.ми подтверждает - он! Это же подтверждает знак:
Накануне, я что-то попутал с картой, совсем забыв, что буду проезжать Байконур.
И, увидев тарелки, пришло острое желание быть ТАМ.)
Свернул на тарелки. КПП космодрома:
Включаю дурака, широко улыбаюсь. Естественно, разворачивают в город за пропуском.
Отсюда наша Родина диктует свою волю всей Галактике. А остальные страны нам завидуют:
(Как объяснил МВДэшник с КПП космодрома - эти антенны, которые видны с трассы, уже не рабочие. Или - почти не рабочие. Это - устаревшие корпуса, некогда созданные для выполнения смежных задач по обслуживанию космодрома. Сам же космодром находится через 100 км дороги вглубь пустыни, за несколькими КПП. Я же находился на первом.)
Еду в город Байконур.) Город, построенный для персонала, обслуживающего космодром.
Тоже КПП на въезд. И там, и тут - наши - МВД России.) Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!)
Справка:
Город Байконур и космодром Байконур вместе образуют комплекс «Байконур», арендованный Россией у Казахстана на период до 2050 года.
Город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды.
На период аренды комплекса «Байконур» город Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.
В Байконуре проживает чуть меньше 80 тыс чел жителей. Менее половины - граждане Казахстана, остальные - россияне. Т.к. Байконур является территорией РФ особого статуса, город окружён забором, взаимоотношение с внешним миром производится через КПП.
Треплюсь с начальником КПП, майором МВД РФ:
-Не, нельзя в город без пропуска.
-Где взять? Специально ехал из Москвы на космодром.
-По приглашению родственников или друзей, имеющих регистрацию в городе. Или через байконурскую турфирму. (Я это знал.)
-Ок, хочу в турфирму.
-А нельзя!) Турфирма - в городе. Въезд в город - по пропуску. А у тебя его нет.
Посмеялись. Развернулся и поехал ночевать в отель, забронированный в Аральске, дальше на 200 км.
А внутри свербит: космодром - рядом!, попадай на него во что бы то ни стало!!
У меня были байконурские контакты людей, которые могут помочь официально попасть на космодром. Но не занимался этим перед поездкой в трип.(
Из отеля обзвонил все контакты, через них - другие контакты, вплоть до того майора с КПП. Назначили срок более недели на оформление пропуска. А я мог в гостинице посидеть пару суток.
Не судьба.(( Вернее, сам - лошара.
Жалею, что не сделал пропуск заранее за полагающийся стандартный месяц.
Место ночевки - Аральск, мелкогородок на 30 тыс жителей с единственной асфальтовой дорогой по центру и всеми признаками депрессии, интересен тем, что он, также как и узбекский Муйнак, являлся рыбным портом Аральского моря, только со стороны Казахстана. Вернее: Узбекской ССР и Казахской ССР, т.к. море и порты существовали во времена СССР.
На въезде в Аральск на дороге стоит стела, на которой, верно - рыбак и рыбы. Аналогичная по стилистике стела (корабль, рыбы, рыбак) стоит перед въездом в Муйнак.
Но Аральское море также ушло из Аральска. И, чтобы его посмотреть с казахстанской стороны, нужно будет возвращаться по трассе на 80 км, а потом - грунтовкой вглубь по дну бывшего моря, ныне - Аральской пустыни... Не стал делать крюк (в ж эти грунтовки) ради взгляда на море.
В этот день поставил 2 личных рекорда:
1). Самый длинный пробег по жаре. (Но не самый долгий: сгдн я ехал 10 часов. А север Казахстана, который с разбитой дорогой и в 50-52С, я ехал по 12+ часов в день);
2). Сбил четвертую птичку. Двух птичек формата "тощий воробей" сбил в Узбекистане по дороге на Муйнак (это где кладбище аральских кораблей). Еще одну такую же сбил вчера. А сгдн сбил ворону: жрала на дороге раскатанного суслика, и, видать, суслик забродивший был, но рванула вяло, да ещё в мою сторону, и не успела... Встретилась прямо с мордой мота, ветровиком, кувырками через мою голову и свалилась позади на дорогу. От неожиданности и размера птички аж вздрогнул.) Нужно теперь купить наклеек птичек, и налепить их 4 штуки на ветровик.
Заселился в отель на закате, ужин в приотельной кафешке и никаких прогулок по городу. Спать.