Если трясёт и колбасит

То, что вы хотели бы узнать, но боялись спросить. Материалы с использованием статей из популярных российских и зарубежных мото-изданий. Основы мото-техники, первая помощь на дороге при ДТП, технические аспекты, управление мотоциклом.
Ответить
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Joey
На форуме: 19 Лет 13 дней
Сообщения: 25
Зарегистрирован: Вс апр 10, 2005 12:37
Откуда: г. Москва
Имя: Женя
Мотоцикл: Honda GL 1800
Пол:
Контактная информация:

Если трясёт и колбасит

#1 Сообщение Joey » Пн фев 13, 2006 09:51

Итак, СИМПТОМ: вы чувствуете, что байк ведет себя нестабильно, особенно на входе в поворот, всякий раз в апексе руль чрезмерно дергается, а на выходе из поворота, особенно на неровностях и при энергичном ускорении руль мотает из стороны в сторону по нескольку раз. При всем при том мотоцикл рулится очень легко, хотя при попытках ускорения под небольшим наклоном чувствуется недостаток сцепления заднего колеса с дорогой. При езде возникает ощущение, будто машина приобретает ракообразную позу - передок опущен, задняя часть задрана.
Самое существенное из описанных ощущений - чувство «ракообразноcти™». Что тут гадать: переднее колесо перегружено потому, что положение шасси таково. Соответственно, сцепление заднего колеса с дорогой слабеет, рулевая геометрия нарушается (угол руления крутоват, а вылет слишком мал). Отсюда и нестабильность поведения байка.
Решение. Если просадка отрегулирована правильно, сначала стоит попробовать снизить преднатяг пружины заднего амортизатора и/или увеличить преднатяг пружин передней вилки - до того момента, пока не почувствуете ухудшение управляемости. При этом надо не забыть регулировать демпфирование отбоя, если необходимо, проверить, помогает ли уменьшение демпфирования отбоя передней вилки: она может быть жестковата, препятствуя сцеплению заднего колеса с дорогой. Если достигли ожидаемого эффекта, но лишь частично, можно предпринять радикальный шаг - изменить положение шасси. Понадобится либо пропустить перья вилки вниз в траверсах (если есть запас по длине, гарантирующий целостность вилки), и/или укоротить задний амортизатор (если есть такая возможность).
Подобная проблема может возникать при задранной передней части, другой вариант - опущенной задней. В таком случае действовать нужно с точностью до наоборот, но контролировать поворачиваемость и надежность сцепления переднего колеса с дорожным полотном - для пущей уверенности в правильности поставленного «диагноза».СИМПТОМ: байк некомфортен, любая неровность на дороге чувствуется телом пилота. С мотоциклом нет «взаимопонимания», он стал непредсказуем и «раздражителен», особенно на неровных участках, шины легко теряют сцепление с покрытием.
Такой «эффект вибростенда» возникает из-за «передемпфирования» сжатия и отбоя.
Решение. Сначала надо установить регуляторы отбоя в базовое положение и отпустить сжатие как минимум до середины регулировочного диапазона - это отправная точка для совершения последующих настроек. Более точная настройка демпфирования отбоя производится на участке дороги с не очень хорошим покрытием: подвеска не должна «паковаться», но и не уподоойться «кадиллаковской». Снова и снова преодолевая коварный участок, добейтесь желаемого результата. После этого можно регулировать демпфирование сжатия. И снова тест-райды перед каждым изменением...


Следующий СИМПТОМ: на мотоцикле очень комфортно при движении по городским колдобинам, но стоит выехать на извилистую загородную дорогу, байк тут же приобретает свойства автомобиля представительского класса, плывущего по неровностям безо всякой «обратной связи» с дорожным покрытием. А если начать «валить», аппарат станет раскачиваться, как корабль на волнах, особенно при разгонах-торможениях. Жесткие атаки поворотов становятся невозможными из-за ощущения «шар-нирное™» мотоцикла в серединной части. Попытки ускорений по неровностям на выходе из поворота приводят к такому дикому «расколбасу», что удержать байк от падения становится весьма сложно.
В этом случае явно недостаточно демпфирования отбоя. Это значит, что на больших скоростях динамической энергии генерируется больше, чем демпфирование способно поглотить - оно недостаточно. Должно быть так: при резком нажатии (вручную) на подвеску амортизаторы обязаны вернуться в исходное состояние плавно, без удара, тем более без раскачки перед успокоением.
Решение. Ужесточать отбой следует по маленькому шажку, постепенно, регулируя переднюю и заднюю подвеску отдельно, не одновременно - только тогда можно уловить динамику результатов. Если отбой уже зажат напрочь, а байк все равно мягкий и валкий, придется переделывать компоненты подвески.



СИМПТОМ: на торможении перед входом в поворот «хвост» байка болтается из стороны в сторону и явно хочет обогнать «голову».
Причина - слишком сильное перераспределение веса на переднюю часть при торможении. Передок сжимается настолько сильно, что вес мотоцикла пытается повернуть вокруг оси рулевой колонки, вот и возникают колебания шасси из стороны в сторону.
Решение. Самое быстрое - увеличить преднатяг пружин передней вилки или приподнять передок байка - пропустить перья через траверсы и/или укоротить задний амортизатор (опять-таки, если это возможно). Но преднатяг следует увеличивать по чуть-чуть, до того момента, пока управляемость не ухудшится «в другую сторону» (не забывайте поправлять демпфирование отбоя при ужесточении преднатяга). Если это не помогает, стоит поэкспериментировать с положением шасси, но наблюдая за изменениями управляемости и в других режимах езды.
Иные способы борьбы с проблемой (они, замечу, менее эффективны): увеличить демпфирование сжатия в вилке или уменьшить демпфирование отбоя заднего амортизатора (чтобы позволить заднему колесу быстрее «отслеживать» дорожное покрытие). И опять-таки тест-райды, тест-райды...


СИМПТОМ: при агрессивном торможении перед входом в поворот переднюю вилку «пробивает», особенно на неровностях. В других же условиях работа вилки и управляемость в целом не вызывают нареканий.
Решение. Из этого следует, что положение шасси установлено правильно для индивидуального стиля езды, но вилка слишком мягкая в положении, когда вес байка перемещается вперед (например, при торможении). Если увеличить преднатяг пружин передней вилки, это поможет избавиться от пробоев, но положение шасси вас не удовлетворит.
Понадобится одновременно пропустить перья в траверсах (с шагом по 4 мм), за счет чего понизить переднюю часть бейка. Не забудьте о том, что при полном срабатывании вилки колесо/крыло может достать до нижней траверсы или радиатора -этот момент надо предусмотреть и проконтролировать. Если регуляторы преднатяга уже на максимуме, а результат еще не достигнут, пора думать о более жестких пружинах или об установке проставок в вилку.Симптом; передняя часть байка на выходе из поворотов ведет себя странно: переднее колесо теряет сцепление и машину выносит наружу. Управлять мотоциклом тяжело, на неровностях переднее колесо скачет по буграм, что угрожает потерей контроля над аппаратом.
Столь своеобразное поведение мотоцикла обусловлено комбинацией просадок и положения шасси, при которой передок задран. Скакание переднего колеса по неровностям на выходе из поворота - явный признак полного выхода вилки.
Решение. Вначале стоит проверить значения передней и задней просадок, чтобы гарантировать правильную установку преднатягов пружин. Затем погонять регулировки, чтобы определить, что и насколько нужно менять. Если сложности в управляемости сохраняются, можно снизить преднатяг пружин передней вилки - опустив немного переднюю часть байка, что улучшит «качество обработки» неровностей на дороге передней подвеской. Появились пробои вилки во время торможения? Значит, передок придется опустить известным вам способом - пропустив перья в траверсах, вернувшись к первоначальной установке преднатяга.


СИМПТОМ: байк очень тяжело управляется на низких скоростях, но как только усилием мышц его удается заправить в поворот, он практически сам в него падает.
Такие характеристики могут быть следствием своеобразного износа задней покрышки - результат интенсивной езды по прямой или перетянутых подшипников рулевой колонки, а если установлен рулевой демпфер, то он, скорее всего, перезажат. «Тяжелая» управляемость - типичный результат «опущенного хвоста», угол руления при этом напоминает чопперный. Если управляемость не улучшается после замены шины, приведения в порядок подшипников и расслабления рулевого демпфера, то причина кроется в неправильном положении шасси
Решение. Просадку передней вилки и заднего амортизатора придется проверить и выставить, после чего провести тест-райд. Никаких изменений не произойдет, - поднимайте заднюю часть (если длина амортизатора регулируется) или опускайте переднюю (как обычно, перья через траверсы), но следите, чтобы расстояние до радиатора и нижней траверсы установить оптимальное.

Это были примеры характерных «капризов» байков, возникающие, если вы совершили ошибки в настройках. Теперь же «зайдем с другой стороны» - рассмотрим, какие чаще всего совершаются ошибки при регулировках демпфирования и как их распознать.
• Недостаточное демпфирование отбоя передней вилки: вилка предлагает в высшей степени комфортную езду, особенно по прямой. При нарастании темпа движения чувство контроля над аппаратом теряется, возникает ощущение недостатка сцепления переднего колеса с дорогой, при преодолении неровностей на скорости колесо дрожит и болтается. Переключение передач в повороте приводит к дерганью переднего колеса с потерей его сцепления с полотном дорожного покрытия и ощущением нестабильности на руле. Агрессивная езда в поворотах становится практически невозможной.
• Избыточное демпфирование отбоя передней вилки: езда жестка и некомфортна, на неровностях возникает чувство «отсутствия» передней подвески - она как бы «запирается». Разгон на выходе из поворота (особенно по колдобинам) сопровождается потерей контакта переднего колеса с дорогой, рулем шевелишь, но траектория движения не меняется. «Нежелание» подвески поддерживать сцепление переднего колеса с дорогой разрушает доверие пилота к байку.
• Недостаточное демпфирование сжатия передней вилки:
передняя вилка экстремально «клюет» на торможении, а «хвост» поднимается и как бы стремится перепрыгнуть через «морду». Вилку с ударом «пробивает» при агрессивном торможении или на неровностях. Управляемость невнятна - как при недостаточной жесткости регулировок демпфирования отбоя.
• Избыточное демпфирование сжатия передней вилки: езда
жесткая, особенно когда переднее колесо входит в контакт с не
ровностями. Колдобины и рябь телом чувствуются особенно остро,
уже начало колдобины передается на шасси немедленно, большие

ухабы вызывают отрыв колеса от дорожного покрытия. Положение шасси неудачно: перед задран, соответственно, управляемость затруднена. На торможении вилка не «клюет» вовсе, неровности не «обрабатываются».
• Недостаточное демпфирование отбоя заднего амортизатора: ездить приятно только в спокойном режиме движения, но повышение темпа делает байк «резиновым» в поворотах, особенно с неровным покрытием. При резких ускорениях заднее колесо теряет контакт с дорогой и скачет. Неровности посерьезнее пускают шасси враскачку, возникают колебания, что гробит управляемость.
• Избыточное демпфирование отбоя заднего амортизатора:
задняя подвеска как бы отказывается согласовывать свое поведение с передней. При разгоне на неровностях колесо теряет контакт с дорогой. В поворотах приходится закладывать «широко», задняя подвеска «упакована» в сжатом состоянии, соответственно, передок задран, до мотоцикла словно «не доходит», что ты от него ждешь. На входе в поворот заднее колесо прыгает, перескакивает из стороны в сторону.
• Недостаточное демпфирование сжатия заднего амортизатора: «хвост» глубоко «приседает» на разгоне, на выходе из поворота байк хочет ехать «широко» (положение шасси - «хвост» низко, «голова» высоко). На скорости наедешь на ухабы, а амортизатор словно «сложился». Положение шасси все время резко меняется из-за несогласованной работы подвесок. Управляемость плоха потому, что постоянно изменяется геометрия шасси.
• Избыточное демпфирование сжатия заднего амортизатора:
ощущаешь, что все под тобою несколько жестковато, хотя и не настолько, как при передемпфировании отбоя. Чем выше скорость, тем острее это чувствуется. При замедлении на неровностях заднее колесо скачет. На хороших скоростях, если наезжаешь на колдобины, «хвост» «брыкается». Настройка подвесок - искусство. Будьте терпеливы.

Аватара пользователя
MisFit
На форуме: 19 Лет 2 Месяцев 2 дней
Сообщения: 1543
Зарегистрирован: Сб фев 19, 2005 18:56
Откуда: Питер
Имя: Евгений
Мотоцикл: f4i stuntbike
Пол:
Контактная информация:

#2 Сообщение MisFit » Пн фев 13, 2006 16:49

Написал бы хоть откуда берешь...это ж из "Мото",так ведь?
stunt 4 life

Аватара пользователя
MaKo

Участник 2го слета Мотофорума Участник 3го слета Мотофорума Участник 4го слета Мотофорума Участник 5го слета Мотофорума
Чиловек с ружжём
Чиловек с ружжём
На форуме: 19 Лет 5 Месяцев 29 дней
Сообщения: 3599
Зарегистрирован: Пн окт 25, 2004 15:23
Награды: 4
Откуда: Москва
Имя: Александр Владимирович
Мотоцикл: любой
Пол:
Контактная информация:

#3 Сообщение MaKo » Пн фев 13, 2006 18:00

Поддерживаю, если взял откуда-то, будь любезен - укажи источник... иначе могут непонять...
Dura Lex sed Lex!

Аватара пользователя
Joey
На форуме: 19 Лет 13 дней
Сообщения: 25
Зарегистрирован: Вс апр 10, 2005 12:37
Откуда: г. Москва
Имя: Женя
Мотоцикл: Honda GL 1800
Пол:
Контактная информация:

#4 Сообщение Joey » Вт фев 14, 2006 00:23

Извеняюсь, это из Мото... Не пойму в чём дело? Хотел ответить сразу после того как выложил тему, но на форум сообщения не вылажелось.

Аватара пользователя
MaKo

Участник 2го слета Мотофорума Участник 3го слета Мотофорума Участник 4го слета Мотофорума Участник 5го слета Мотофорума
Чиловек с ружжём
Чиловек с ружжём
На форуме: 19 Лет 5 Месяцев 29 дней
Сообщения: 3599
Зарегистрирован: Пн окт 25, 2004 15:23
Награды: 4
Откуда: Москва
Имя: Александр Владимирович
Мотоцикл: любой
Пол:
Контактная информация:

#5 Сообщение MaKo » Вт фев 14, 2006 10:23

Joey, давай сделаем так - ты подпиши при помощи правки свое первое сообщение, ну типа "По материалам Мото (За рулем), Аффтар Ф. И. " или "По материалам МотоРевю, Аффтар Ф. И. ", хорошо, а я удалю все последующие посты, чтобы было красиво...
Dura Lex sed Lex!

Ответить