Комбинированное торможение (всем доступным :))

То, что вы хотели бы узнать, но боялись спросить. Материалы с использованием статей из популярных российских и зарубежных мото-изданий. Основы мото-техники, первая помощь на дороге при ДТП, технические аспекты, управление мотоциклом.
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Thug
На форуме: 12 Лет 8 Месяцев 22 дней
Сообщения: 2336
Зарегистрирован: Ср авг 10, 2011 10:21
Откуда: РФ, Мск, Крыло
Имя: Николай
Мотоцикл: GSX600F->Dragstar1100->DL1000->Victory Cross Country
Пол:
Контактная информация:

Комбинированное торможение (всем доступным :))

#1 Сообщение Thug » Ср апр 18, 2012 08:28

Приветствую, господа и дамы. Сходил тут на площадку, пока мой мот дособирают в сервисе, попробовал восстановить навыки на CB400. И возник такой вопрос: сотворяем резвый разгон примерно до 55 км/ч с первой до третьей передачи, дальше начинаем экстренно тормозить.
Алгоритм инструктора: закрыть газ, чуть натянуть передний тормоз, быстро щелкнуть вторую почти с броском сцепления, добавить переднего, плавнее перещелкнуть на первую, дотормозить передним.
Что попытался сделать я: закрыть газ, чуть придавить задний, слегка поджать передний (старался сделать до момента, пока мот не начнет выдавать усилие на сжатие вилки, сорри за корявое объяснение, короче слегка), отщелкнуть вторую (каюсь, тут особо на плавность не заморачивался), усилить нажатие на оба тормоза, щелкнуть первую (боюсь, тоже довольно резко), дотормозить.
Так вот в моем случае инструктор отметил блокировку заднего колеса. Но т.к. было это по ощущениям примерно на 25 км/ч - я вообще не почувствовал проблем - ни сноса, ни рывка.
Вопросы собственно: верно ли я действовал - раз, два - что могло с большей вероятностью привести к блокировке - пережатие или бросок сцепления, три - как правильно работать сцеплением в данном случае - плавнее или резко?
Six in - six out.
Правило "пяти П" - плохое планирование приводит к плохим последствиям.

Аватара пользователя
Furystorm
На форуме: 12 Лет 11 Месяцев 12 дней
Сообщения: 2676
Зарегистрирован: Вс май 22, 2011 02:57
Откуда: Москва ЮЗАО
Имя: Павлик
Мотоцикл: k1300s
Пол:

Re: Комбинированное торможение (всем доступным :))

#2 Сообщение Furystorm » Ср апр 18, 2012 08:36

я конечно тоже начинающий, но по-моему при экстренном торможении уже не до отщелкивания передач вниз.

Аватара пользователя
GASHish
На форуме: 12 Лет 10 Месяцев 25 дней
Сообщения: 135
Зарегистрирован: Ср июн 08, 2011 09:09
Откуда: Москва Очаково
Имя: Игорь
Мотоцикл: Honda CB 400 SF --> Kawasaki Vulcan 900 Classic LT
Пол:

Re: Комбинированное торможение (всем доступным :))

#3 Сообщение GASHish » Ср апр 18, 2012 08:40

Furystorm +1, жмякнешь до упора и не вспомнишь про учения, только адреналин в висках застучит. Вот поэтому мечтаю об АБС.
Умная цитата, выданная за свою. Отсутствует.

Thresh
На форуме: 12 Лет 10 Месяцев 12 дней
Сообщения: 913
Зарегистрирован: Вт июн 21, 2011 10:02
Откуда: Москва
Имя: Алексей
Мотоцикл: Пегас 31
Пол:
Контактная информация:

Re: Комбинированное торможение (всем доступным :))

#4 Сообщение Thresh » Ср апр 18, 2012 08:45

вот мне почему то вспомнились уроки вождения ВАЗ 2107 в автошколе - инструктор говорил, что понижать передачу или втыкать нейтралку можно когда скорость меньше 30. До этого момента можно тормозить нажатием на педаль тормоза + двигатель сам тормозит на передаче, которая воткнута, т.е. допустим ехал на 4 передаче 60-70 км/ч, отпускаешь газ, нажимаешь на тормоз и когда уже замедлился до 20-30 км/ч, понижаешь передачу.
Как то так...

а когда на моте торможу, то сначала закрываю газ, надавливаю на педаль заднего тормоза, а через пару мгновений на передний.
it’s good to be bad

Аватара пользователя
Snumr!
На форуме: 14 Лет 25 дней
Сообщения: 269
Зарегистрирован: Сб апр 03, 2010 22:35
Откуда: Иваново/Дмитров
Имя: Valery
Мотоцикл: Honda классика, honda эндура
Пол:
Контактная информация:

Re: Комбинированное торможение (всем доступным :))

#5 Сообщение Snumr! » Ср апр 18, 2012 08:47

при экстренном торможении уже не до отщелкивания передач вниз
доведи до автоматизма, в этом нет ничего отвлекающего, зато эффективность торможения возрастает.
по поводу работы сцеплением - ты же чувствуешь мот, соответственно должен поймать момент оптимальной работы сцепы, чтоб на грани, но без блокировки колеса. Я вообще через 1 понижаю при торможении, так что ни о каких бросках речи быть не может - плавненько и предсказуемо все. Задний тормоз зло) основано на сезоне эксплуатации.

Аватара пользователя
dk77
На форуме: 12 Лет 8 Месяцев 19 дней
Сообщения: 40
Зарегистрирован: Пт авг 12, 2011 21:31
Откуда: МО, Лыткарино
Имя: dk
Мотоцикл: Honda CB400
Пол:
Контактная информация:

Re: Комбинированное торможение (всем доступным :))

#6 Сообщение dk77 » Ср апр 18, 2012 08:47

меня учили по первому варианту
задний только дожимаешь потом в конце

Аватара пользователя
Thug
На форуме: 12 Лет 8 Месяцев 22 дней
Сообщения: 2336
Зарегистрирован: Ср авг 10, 2011 10:21
Откуда: РФ, Мск, Крыло
Имя: Николай
Мотоцикл: GSX600F->Dragstar1100->DL1000->Victory Cross Country
Пол:
Контактная информация:

Re: Комбинированное торможение (всем доступным :))

#7 Сообщение Thug » Ср апр 18, 2012 08:54

Snumr! писал(а):по поводу работы сцеплением - ты же чувствуешь мот, соответственно должен поймать момент оптимальной работы сцепы, чтоб на грани, но без блокировки колеса.
На своем оно понятно, на школьном сцепа вообще забавная - отпустил рычаг, судя по звукам, оно отработало еще 1-5 секунд на проскальзывании, потом пинок под задницу - о, схватило!
То бишь все же плавненько работать, не допуская удара в трансмиссии.
Six in - six out.
Правило "пяти П" - плохое планирование приводит к плохим последствиям.

Аватара пользователя
DontKillMePLZ
На форуме: 14 Лет 1 Месяц 8 дней
Сообщения: 2141
Зарегистрирован: Вс мар 21, 2010 20:43
Откуда: Moscow
Имя: Серёга
Мотоцикл: ЭрАдын
Пол:
Контактная информация:

Re: Комбинированное торможение (всем доступным :))

#8 Сообщение DontKillMePLZ » Ср апр 18, 2012 08:55

Про торможение куча тем уже была, все по 10 разжевали!

Direhktor
На форуме: 12 Лет 2 Месяцев 11 дней
Сообщения: 165
Зарегистрирован: Чт фев 16, 2012 17:09
Откуда: Москва
Имя: Андрей
Мотоцикл: c650gt, fe350
Пол:

Re: Комбинированное торможение (всем доступным :))

#9 Сообщение Direhktor » Ср апр 18, 2012 08:58

Ну а меня учили, передний и 1/2 усилия на задний
Смотрю я, что у каждого тут свои учителя были со своими алгоритмами торможения
Понижение передач, вещь полезная и согласен с Snumr!, но главное не перемудрить и делать это действительно на автомате.
А вот сцепление, как и на машине, лучше выжимать уже в самом конце, перед остановкой.

Timer
На форуме: 13 Лет 2 Месяцев 7 дней
Сообщения: 274
Зарегистрирован: Вс фев 20, 2011 23:04
Откуда: Москва
Имя: Тимур
Мотоцикл: nt650v
Пол:

Re: Комбинированное торможение (всем доступным :))

#10 Сообщение Timer » Ср апр 18, 2012 09:05

Блокировка происходила из-за выжима сцепления + заднего тормоза.
В прошлом году несколько раз пришлось интенсивно тормозить обоими тормозами + отщелкиванием передач вниз. Так вот в процессе торможения при этом четко слышал несколько последовательных повизгиваний от заднего колеса. То есть получается как-то так:
- давим оба тормоза (не опускаемся в детали, как именно давим),
- мотоцикл замедляется, колесо крутится,
- выжимается сцепление + отщелкивается передача вниз + сцепление отпускается, в момент выжима колесо блокируется, затем разблокируется
- давление на тормоза остается такое же или усиливается
- выжимается сцепление + отщелкивается передача вниз + сцепление отпускается, в момент выжима колесо блокируется, затем разблокируется
и т.п.

Насколько это правильно - вопрос.. Пробовал оттормаживаться без сцепления, продавливая передачу вниз, тогда колесо не блокируется, но это явно не полезно для коробки...

Эксперты, разъясните пожалуйста, как лучше :blush2:

Аватара пользователя
Thug
На форуме: 12 Лет 8 Месяцев 22 дней
Сообщения: 2336
Зарегистрирован: Ср авг 10, 2011 10:21
Откуда: РФ, Мск, Крыло
Имя: Николай
Мотоцикл: GSX600F->Dragstar1100->DL1000->Victory Cross Country
Пол:
Контактная информация:

Re: Комбинированное торможение (всем доступным :))

#11 Сообщение Thug » Ср апр 18, 2012 09:10

DontKillMePLZ писал(а):Про торможение куча тем уже была, все по 10 разжевали!
Да я читал... тут как обычно: "практика наше все", но меня несколько удивила блокировка, которую я а)создал, похоже, не тормозом, б)которую не почувствовал (это можно списать на малый опыт). Ну и помимо того, в рамках именно экстренного торможения хочется знать, что эффективнее - бросать сцепление, чтобы часть крутящего момента рассеялась на ударе дисков и подхвате или все же плавненько их склеить.
Six in - six out.
Правило "пяти П" - плохое планирование приводит к плохим последствиям.

Аватара пользователя
Борт 727

Участник 4го слета Мотофорума Участник 5го слета Мотофорума
На форуме: 16 Лет 1 Месяц 19 дней
Сообщения: 8252
Зарегистрирован: Вт мар 11, 2008 08:52
Награды: 2
Откуда: Москва - Варна - Вильнюс-Лондон
Имя: Илья
Мотоцикл: Много их и все они разные,а самое главное любимые
Пол:
Забанен: Бессрочно

Re: Комбинированное торможение (всем доступным :))

#12 Сообщение Борт 727 » Ср апр 18, 2012 09:14

Я,не очень понимаю как и чему учат наши инструкторы.......нет,конечно они ребята хорошие и наверное знают,что делают НО.........
Я не понимаю почему они все и всех учат и заставляют работать только передним, а задний он так, вспомогательный.
Мой скромный опыт в 38 лет и отсутствие аварий и падений на дороге подсказывает,что это совершенно не правильная и ошибочная тактика с методикой.
Большинство начинающих жмакают передний и алё. Рулить при этом они уже не могут,да и очень не удобно это делать при зажатом переднем - очень большой опыт для этого нужен.
так же не понимаю зачем использовать сцепление для переключения вниз - увеличивает время и заставляет делать не нужные и отвлекающие движения.
Мечтающим об АБС - господа! лучше бы Вы мечтали о том, что бы научиться правильно и спокойно ездить,тормозить и читать дорожную ситуацию. От этого будет значительно больше толку чем от слепой веры в электронику.
Штатный транспортер и паталогоанатом.
929 6636006

Аватара пользователя
beck
На форуме: 12 Лет 9 Месяцев 27 дней
Сообщения: 6886
Зарегистрирован: Вт июл 05, 2011 13:32
Откуда: Limassol
Имя: Peter
Мотоцикл: CPI SM250
Пол:
Контактная информация:

Re: Комбинированное торможение (всем доступным :))

#13 Сообщение beck » Ср апр 18, 2012 09:19

Борт 727 писал(а):Я не понимаю почему они все и всех учат и заставляют работать только передним, а задний он так, вспомогательный.
Я к тебе на лавочку.
Борт 727 писал(а):Мечтающим об АБС - господа! лучше бы Вы мечтали о том, что бы научиться правильно и спокойно ездить,тормозить и читать дорожную ситуацию. От этого будет значительно больше толку чем от слепой веры в электронику.
Одно другому не мешает.
Мужество, честь и отвага - вот три признака моего алкогольного опьянения.

Аватара пользователя
GAndy
На форуме: 14 Лет 8 Месяцев 20 дней
Сообщения: 2424
Зарегистрирован: Вт авг 11, 2009 17:45
Откуда: Зеленоград
Имя: Андрей
Мотоцикл: 2 по 250
Пол:
Контактная информация:

Re: Комбинированное торможение (всем доступным :))

#14 Сообщение GAndy » Ср апр 18, 2012 09:22

Борт 727
Илюх, ничего го ты не понимаешь в современном учении :rofl:
наверно тоже пойду переучиватся :secret:
Если Вы никого не боитесь, значит Вы самый страшный...

Timer
На форуме: 13 Лет 2 Месяцев 7 дней
Сообщения: 274
Зарегистрирован: Вс фев 20, 2011 23:04
Откуда: Москва
Имя: Тимур
Мотоцикл: nt650v
Пол:

Re: Комбинированное торможение (всем доступным :))

#15 Сообщение Timer » Ср апр 18, 2012 09:23

Борт 727, то есть смело продавливаем передачи вниз без сцепления, верно?

Ответить