04.05.2021. Старт.
Ехали через Элисту, потом в Яшкуле свернули правее на Комсомольский... По дороге заехали на солёное озеро Колтан-Нур — пересыхающее бессточное солёное озеро на территории Адыковского и Комсомольского сельских муниципальных образований Черноземельского района Калмыкии. Входит в состав Меклетинского заказника. Относится к бессточным территориям междуречья Терека, Дона и Волги Западно-Каспийского бассейнового округа. Площадь — 9,12 км². Входит в систему Состинских озёр.
На берегу установлен щит: СПК имени Ю.А.Гагарина, образован в 1972 году:
По дороге стали свидетелями такого явления, как «песчаная буря» (или пыльная буря). Необычное явление, похожее на снежную позёмку, только вместо снега дорогу перебегают ленты песка, как будто пустыня хочет сбежать из одного места в другое.
К вечеру прибыли в Кизляр (Кизлярский). Остановились в гостинице Неаполь (Napoli), Большая Махачкалинская ул., 6. Гостиница очень ухоженная, воздушная и симпатичная, как зефирка. Во дворе есть стоянка для автомобилей гостей, столики, лавочки под навесом. Персонал очень вежливый и отзывчивый. Номера аккуратные, чистенькие.Дагестан, официально Республика Дагестан — субъект Российской Федерации, республика в её составе. Входит в состав Северо-Кавказского федерального округа, является частью Северо-Кавказского экономического района.
Образована 20 января 1921 года как автономная республика в составе РСФСР. Столица республики — город Махачкала.
Граничит с Азербайджанской Республикой на юге, с Грузией на юго-западе, а также с Чеченской Республикой на западе, со Ставропольским краем на северо-западе и с Республикой Калмыкия на севере.
Согласно Конституции Республики Дагестан, государственными языками являются русский и языки всех народов, населяющих республику. Среди них имеют письменность и официальный статус аварский, агульский, азербайджанский, даргинский, кумыкский, лакский, лезгинский, ногайский, рутульский, табасаранский, татский, цахурский, чеченский языки.
Жаль, что город находится не на побережье, иначе выбрали бы эту гостиницу в качестве базы. :)
В Кизляре расположен коньячный завод, работающий с 1885 года. Именно здесь производят знаменитый дагестанский коньяк. Однако, нас постигло разочарование: наша поездка пришлась на дни окончания месяца Рамадан – мусульманского праздника Ураза-байрам, и в эти дни фирменный магазин был закрыт, и вообще во всей республике магазины не продавали алкоголь, за редким исключением... Так что остались мы без коньяка.
05.05.2021. Сулакский каньон, посёлок Дубки, Чиркейская ГЭС, прибытие в Избербаш.
Утром следующего дня - фотка на память с названием города, и мы отправились смотреть на Сулакский каньон.
Потолкались в пробке в районе моста через реку Терек. Было время выйти и сфоткать.
Какой-то посёлок на той стороне:
Направились к смотровой площадке на Сулакском каньоне в посёлке Дубки. Остановились по дороге:
Коровки здесь ходят по дороге, как у себя по квартире, ничего не опасаются:
А вот и въезд в сам посёлок. Вывеска с названием, видавшая виды:
Населённый пункт Дубки был основан в 1964 году, как постоянный посёлок гидроэнергетиков Чиркейской ГЭС, строительство которой было начато в 1963.
Почти до самой смотровой площадки дорога представляет собой вполне сносный асфальт, и только последние пара сотен метров - жёсткая грунтово-каменистая колея, вполне доступная для внедорожников, а также для монопривода при условии наличия правильной прокладки между сиденьем и рулём. Прямо возле смотровой площадки - вытоптанная поляна, огороженная досками и брёвнами, «чтобы по газонам не катались». На мотоцикле можно заехать прямо туда, а также - дальше. Но мы были на автомобиле, поэтому дальше пошли пешком.
Вид на часть посёлкаИз википедии: Сулакский каньон находится в долине реки Сулак (Республика Дагестан), глубочайший каньон Европы. Протяженность каньона составляет 53 километра, глубина достигает 1920 метров. Это на 63 метра глубже Большого каньона в США и на 620 метров глубже Каньона реки Тара. Расположен Сулакский каньон в центральной части Дагестана, в долине реки Сулак. Рядом расположен посёлок городского типа Дубки. Ближайший и единственный крупный город с авиасообщением — Махачкала — находится в 55 километрах к востоку по прямой, а расстояние по автомобильной дороге составит около 100 километров.
На горизонте, за плотиной гидроэлектростанции, виднеется водохранилище:
Вид на каньон со смотровой площадки в сторону плотины Чиркейской ГЭС:
просто вниз:
и в другую сторону:
Туристов немного, но они есть:
Грунтовые дорожки вполне проходимы, особенно в сухую погоду:
Горные козы поражают своим изящным бесстрашием, грациозной цепкостью и точностью движений...
Отважно за скалу цепляется корявое жилистое деревце...
Уезжаем через послок. Конечно, здесь тоже есть Ленин:
Не смогли проехать мимо забавного птичьего семейства:
Далее отправились к Чиркейской ГЭС. Проехали вдоль водохранилища...
Дороги здесь с неплохим асфальтовым покрытием:
Смотровая площадка с хорошим видом на плотину Чиркейской ГЭС находится здесь: 42.98367851486118, 46.868925781216944, дорожка туда - каменистая грунтовка, которую мы форсировать не рискнули, пошли пешком. Но пока мы там фоткали, два пацана лет 10-12 легко заехали туда на жигулях-классике.Из википедии: Чиркейская ГЭС — гидроэлектростанция на реке Сулак у посёлка Дубки, в Буйнакском районе Дагестана. Самая мощная гидроэлектростанция на Северном Кавказе. Имеет вторую по высоте плотину в России и самую высокую в стране арочную плотину. Входит в Сулакский каскад ГЭС, являясь его верхней, регулирующей весь каскад ступенью. Чиркейская ГЭС представляет собой высоконапорную плотинную гидроэлектростанцию с арочной плотиной и приплотинным зданием ГЭС. Бетонная арочная плотина имеет длину по гребню 338 м и наибольшую высоту 232,5 м — это вторая по высоте плотина в России (после плотины Саяно-Шушенской ГЭС, имеющей не чисто арочную, а арочно-гравитационную конструкцию), разделена на 18 секций бетонирования шириной по 16 м. Строительство Чиркейской ГЭС было начато в 1963 году. Строительство гидроэлектростанции в узком ущелье с крутыми склонами было очень непростым и сопровождалось несколькими обвалами, оползнями и Дагестанским землетрясением в 1970 году. Первый гидроагрегат Чиркейской ГЭС был пущен 22 декабря 1974 года, на промежуточной отметке водохранилища и плотине, возведённой до высоты 185 м. После ввода в эксплуатацию Чиркейская ГЭС входила в состав производственного объединения энергетики и электрификации «Дагэнерго» (с 1992 года — ОАО «Дагэнерго»). В 2005 году в рамках реформы РАО «ЕЭС России» гидроэлектростанции Дагестана, в том числе и Чиркейская ГЭС, были выделены из состава «Дагэнерго» в ОАО «Дагестанская региональная генерирующая компания», которое было передано под контроль ОАО «ГидроОГК» (позднее переименованное в ОАО «РусГидро»). 9 января 2008 года ОАО «Дагестанская региональная генерирующая компания» было ликвидировано путём присоединения к ОАО «ГидроОГК», Чиркейская ГЭС вошла в состав Дагестанского филиала компании. На ГЭС реализуется программа технического перевооружения и реконструкции, в частности, в 2008—2009 годах были проведены работы по замене статора гидроагрегата № 2. Запланирована масштабная модернизация станции, в рамках которой планируется заменить большую часть оборудования — гидротурбины, генераторы, трансформаторы, оборудование открытого распределительного устройства. Основной объём работ планируется выполнить в 2021—2027 годах.
ГЭС и плотина со стороны каньона:
Вид в противоположную сторону:
и вниз:
Далее поехали в сторону Каспийского моря.
Остановились в г. Избербаш, в гостинице Арт-Отель на ул. Дахадаева, 3/4. Эту гостиницу мы и выбрали в качестве «базы» в нашей короткой поездке по Дагестану.
Ужинать ходили в Хинкальную на ул. Азизова.
06.05.2021. Каспийское море, Дербент, крепость цитадель Нарын-Кала, парк «Патриот» с экранопланом «Лунь»
С утра немного побегали по округе в поисках завтрака
Забежали в какой-то торговый центр в поисках кафешки, наткнулись на мотоцикл:
Времени было часов 11 утра, однако, все едальни закрыты, а в тех, что открыты, нет никого: ни бармена, ни администратора... Позавтракали чуду (чудушки, ударение на 2 слоге) - классные пироги в виде большой лепёшки полукруглой формы толщиной около 3 см с разнообразной начинкой. Продают их в ларьках, там же и выпекают. Очень вкусно.)
Приехали к морю, координаты: 42.58719404964217, 47.87860462299569
На берегу куча гостишек, гостевых домов, кафешка «Золотая рыбка».
Пока несезон, народу почти нет. Вода абсолютно чистая, совершенно прозрачная.
Цвет моря необыкновенный, самый красивый из всех, что я видела...
На пляже - редкие люди...
Никто не купается, ещё прохладно... Вовсю цветут маки
и яркие чертополохи :)
Чуть в стороне - застывшие кипящие камни: большие каменные пузыри с провалами между ними. И сильный ветер. :)
Следующая точка нашего маршрута - Дербент.
В поисках крепости Нарын-Кала мы ошиблись с маршрутом, пропустив поворот, попасть на который можно было только проехав по параллельной улице через тоннель. Взобрались на гору по грунтовому серпантину, удивляясь кладбищам среди домов (вертикальные столбы на фото между домами - кладбища)Если Балтийск (Пиллау) - самая западная точка РФ, то Дербент (из википедии) — самый южный город, расположенный на западном побережье Каспийского моря, на реке Суходол, к северу от устья реки Рубас, там, где горы Большого Кавказа ближе всего подходят к Каспийскому морю, оставляя лишь узкую трёхкилометровую полосу равнины. Замыкая её, город образовывал так называемый Дербентский или Каспийский проход. Роль Дербента и Дербентского прохода в древности была велика, он расположен в одном из самых стратегически важных и топографически удобном месте знаменитого Прикаспийского пути, связывающего Восточную Европу и Переднюю Азию. Город расположен в 121 километре к юго-востоку от Махачкалы, на берегу Каспийского моря, в отрогах Табасаранских гор Большого Кавказа. Административный центр Дербентского района. Дата основания: 438 г. от Рождества Христова.
Поняли, что заехали когда-то не туда, уткнувшись в траншею, перегородившую дорогу от дерева до дерева по обеим сторонам, глубиной в метр, шириной метра полтора, которая заканчивала узкую грунтовку тупиком.
Многократно возвращаясь и пробуя всё разные ответвления от этой дорожки, вскарабкались на гору, откуда открывался вот такой вид на город, море и какую-то новодельную башню.
Судя по всему, мы были не первыми, кто пытался проникнуть туда на автомобиле, и против таких, как мы, как раз и была выкопана та траншея.
Глядя на эти грунтовки
пришло понимание, что с маршрутом что-то не так. Сделав пару фоток местной растительности
решили спуститься в город и поискать другую дорогу. И конечно, в итоге нашли.
Архитектурный комплекс Цитадель Нарын-Кала. Название крепости переводится как «Солнечные Ворота». Общая протяжённость стен около 700 метров, высота стен 10-12 метров.
Крепость была возведена в 562-571 году шахом Хосровом. Городу Дербенту уже более 5 тысяч лет...
Смотровая площадка возле ворот Кала-Капы Дербентской южной крепостной стены:Из википедии: в 1239 Дербент вошёл в состав Золотой Орды. В 1722 Дербент посетил Пётр I, Дербент вошёл в состав России. 1735 - город возвращён Персии. 1796 - город взял генералом Зубовым. 1860 - Дербентская крепость упразднена, гарнизон из цитадели выведен. 1989 - архитектурный комплекс «Цитадель Нарын-Кала» входит в структуру Дербентского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. 2003 - Нарын-Кала, Старый город Дербента и крепостные сооружения города включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Возле ворот Кала-Капы установлен памятник Низами Гянджеви (1141 - 1209 указано на памятнике, хотя сведения о датах его рождения и смерти противоречивы). Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф, известный под псевдонимом Низами Гянджеви — классик персидской поэзии, один из крупнейших поэтов средневекового Востока, крупнейший поэт-романтик в персидской эпической литературе. Более подробную информацию о поэте можно найти в интернете.
Сразу за воротами Кала-Капы Дербентской южной крепостной стены расположены Восточные Ворота - главные ворота цитадели, устроенные в подпорной стене, перекрыты стрельчатыми арками.
Перед воротами расположена площадка, с которой открывается вид на море и город, здесь же - киоски с сувенирами и напитками.
Цитадель неправильной формы занимает площадь в 4,5 га. Размеры: приблизительно 180 метров в ширину и 255 метров в длину; стены укреплены небольшими башнями (на расстоянии 20—30 метров друг от друга) и орудийной башней на юго-западе.
Гауптвахта, 1827
Вдоль внутренней стороны крепостной стены на разных уровнях, соединённых лестницами без перил, расположен выступ, по которому можно пройти вдоль стен и осмотреть всю крепость изнутри.
Также в стенах расположены довольно большого размера окна, для бойниц они явно великоваты...
В стены встроены полубашни с узкими щелями-бойницами:
Баня ханская, XVI-XVII вв
Ворота ханского дворца, XVIII-XIX вв.
Внутри крепости тоже есть киоски с сувенирами
Нагулявшись по крепости, поехали на берег Каспийского моря в парк «Патриот», смотреть экраноплан «Лунь».
Печальное зрелище: огромная машина с вырванным сердцем, которая больше никогда не взлетит...Из википедии: Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь» — советский ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903, разработанного в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева под руководством В. Н. Кирилловых. Создан на опытном заводе «Волга» и является единственным полностью построенным кораблём проекта 903 из восьми планировавшихся. Экраноплан предназначен для поражения надводных кораблей водоизмещением до 20 000 тонн из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей, как водоизмещающих, так и на подводных крыльях и воздушной подушке вне противодействия авиации (в том числе ДРЛО) противника. Экраноплан «Лунь», благодаря относительно высокой (для надводных и низковысотных носителей) скорости движения и незаметности для корабельных радаров, может подходить к целям на расстояние пуска ракет. Экраноплан «Лунь» входил в 236 дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии. На момент декабря 2001 года в составе Военно-Морского Флота Российской Федерации экраноплан проекта «Лунь» не числится, то есть является списанным. Он был законсервирован в сухом доке на территории завода «Дагдизель» в Каспийске. Вся секретная электроника сдана на склады. Изначально планировалось создать восемь ракетных экранопланов типа «Лунь», однако из-за финансовых проблем и военной целесообразности эти планы реализовать не удалось. Тем не менее, на момент прекращения работы над созданием экранопланов проекта 903, создавался ещё один корабль «Лунь», но завершён он не был. 21 ноября 2011 года появилась информация о том, что российские военные решили отказаться от разработки экранопланов, а оставшиеся экранопланы будут утилизированы в ближайшие месяцы. Как сообщил высокопоставленный представитель Минобороны: В гособоронзаказе на 2011—2020 годы финансирование разработок и строительство экранопланов не предусмотрено. Не присутствуют эти корабли и в планах развития ВМФ на ближайшее десятилетие. Даже разговоры об их возрождении не ведутся. Сейчас у флота много других серьёзных задач, уже не таких смелых, как прежде. Предпочитаем больше не строить иллюзий. Однако сразу после этого в СМИ Нижнего Новгорода появилась новость о неких активистах, желающих сохранить ракетный экраноплан «Лунь» в качестве музейного комплекса. С этой целью они послали письмо в министерство обороны и получили ответ, в котором сообщалось о возможности передачи в том случае, если поступит официальное обращение муниципалитета. В результате этого активисты создали петицию, адресованную администрации города, с просьбой сохранить уникальный ракетоносец. Таким образом, на момент начала 2013 года «Лунь» утилизирован ещё не был. 25 января 2020 года принято решение о транспортировке экраноплана в парк «Патриот», который строится в Дербенте. 30—31 июля 2020 года экраноплан морем отбуксировали к берегу у Дербента, реализовав тем самым сложную навигационную и инженерную задачу. В дальнейшем экраноплан вытащили на берег, и в 2021 году «Лунь» экспонируется в строящемся парке «Патриот», открытие которого планируется в 2023 году.
Также здесь стоят останки вертолёта Ми-24. Это был советский ударный вертолёт разработки ОКБ М. Л. Миля. Неофициальное название — «Крокодил». Стал первым советским и вторым в мире специализированным боевым вертолётом. Серийный выпуск начался в 1971 году. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира. Грустный памятник былому величию...
Немного прогулялись по берегу, посмотрели на море...
Проводили Солнце
и поехали ночевать в гостиницу.
07.05.2021. Горячий источник в Избербаше, Салтинская теснина, Гунибская ГЭС, башня Андалал
В Избербаше, Гранкина, 27, есть лечебный сероводородный горячий источник. Источник огорожен по кругу, внутри разделён пополам на мужскую и женскую часть. За оградой лавочки и, собственно, водоём круглой формы диаметром метров 20. Посещение бесплатно, платные туалет и душевые, буквально в 30 метрах есть гостиница и кафе. Всё старенькое, но довольно чистенько. Вода реально горячая, проверила)) запаха сероводорода, как написано в некоторых отзывах, практически не ощущается. Местные посещают, уважают и рекомендуют это место. Внутри фоткать не стала: там люди, подумала, что как-то невежливо...
Поехали в горы, к подземному водопаду. По дороге в Салту наблюдали вот такие виды:
Остановились перекусить у заброшенного аула (координаты: 42.443832, 47.019666)
Приехали в Салту, село в Гунибском районе Дагестана в долине реки Багдакули, в 21 километре от Гуниба.
В селе есть кафешка «В гостях у Горца» и, судя по всему, нет никаких удобств.
Спускаемся к ущелью
Ущелье
Пещеры в скалах
Пересохшее русло
Салтинская теснина (42.3894967670761, 47.06704268406557). Единственный в Дагестане подземный водопад.
Немного жутковато находиться в тоннелях под огромными скалами.
По краям обрыва невозмутимо растут деревца
А здесь должен был быть водопад :) Нам не повезло: по причине засухи водопад оказался пересохшим, как и русло, по которому вдоль ущелья вытекает вода.
Жалкие струйки...
Следующая точка маршрута: р. Кара-Койсу, плотина Гунибской ГЭС, башня Андалал.
Башня Андалал является частью историко-архитектурного комплекса «Андалал» и представляет собой образец традиционного дагестанского зодчества в камне.
Из википедии: Андалалское вольное общество — группа селений в центральной горной части нынешнего Дагестана, одна из областей расселения аварцев. Входившие в общество селения управлялись местными советами старейшин во главе селения Согратль. Селения объединяли свои силы в борьбе против вторжений.
Лестница башни:
Вид со смотровой площадки башни:
Вид с башни на северо-запад:
Вид с моста на северо-восток, часть Гунибской ГЭС и долину:
Гунибская ГЭС
Из википедии: Гуни́бская ГЭС им. Расула Гамзатова — гидроэлектростанция на реке Каракойсу в Гунибском районе Дагестана. Является верхней ступенью каскада ГЭС на Каракайсу. Строительство ГЭС было начато в 1995 году, завершено в 2005 году. Гунибская ГЭС построена по плотинной схеме с бетонной арочной плотиной, представляя собой одну из немногих гидроэлектростанций такого типа в России. Установленная мощность ГЭС составляет 15 МВт, и согласно существующей в России классификации она относится к малым ГЭС. Гунибская ГЭС входит в состав Дагестанского филиала ПАО «РусГидро».
Вид по другую сторону плотины:
Планировали этим вечером заночевать в горах, но в итоге решили вернуться в Избербаш.
Вдоль дорог до сих пор встречаются дорожные знаки времён СССР из бетона. В горах на серпантинах при, в целом, очень хорошем покрытии, местами есть очень разбитые участки на крутых поворотах, опасно. В населённых пунктах (и не только) все дороги утыканы асфальтовыми высокими лежачими полицейскими, часто вообще никак не обозначенными. Надо быть внимательным, чтобы не взлететь.
Необыкновенный закат:
Наш прежний номер уже не был свободен, и нам выделили другой.
08.05.2021. Утреннее море и дорога в Ейск.
Утром заехали проститься с Каспийским морем.
И отправились в Ейск через Чечню,
Северную Осетию, перекусив в Моздоке вкуснейшими фыдджынами
Ставропольский край... Кстати, маковые поля в Дагестане
точно такие же, как и в Северной Осетии. :)
Отважные цветочки на тонких ножках даже на обочинах цветут, пробившись сквозь камни. :)
Ближе к вечеру прибыли в Ейск.
08.05.2021. Должанская и Ейск.
Утром съездили поздороваться с Азовским морем в станицу Должанскую.
Прогулялись вдоль берега
Потом прошлись по городу, полюбовались цветущими деревьями
Собрали очередной фотогербарий:
Провели ещё один прекрасный вечер с роднёй... И 10.05.2021 уехали в закат в сторону Москвы.
В целом, впечатления от поездки абсолютно положительные. В итоге за время поездки успели посетить следующие точки:
- Сулакский каньон
- Чиркейская ГЭС
- г. Избербаш
- Горячие сероводородный источник в г. Избербаш
- г. Дербент
- Цитадель Нарын-Кала в г. Дербент
- Парк Патриот: экраноплан Лунь, г. Дербент
- Салтинская теснина, подземный водопад
- Гунибская ГЭС
- башня Андалал
- Каспийское море :)
Конечно, как обычно, не хватило времени. Не успели съездить:
- аул (село-призрак) Гамсутль
- водопад Тобот (один из самых высоких водопадов в РФ)
- село Гоор в 35 км от водопада
- Ворота и крепость Шамиля (на территории аула Гуниб)
- аул Чох в 16 км от Гуниба
- между Чечней и Дагестаном находится одно из красивейших озер южной России — Кезеной-Ам.
Если иметь в запасе хотя бы пару недель, то можно посетить также интересные места в Северной Осетии: город Мёртвых Даргавс, Дзивгисскую скальную крепость, минеральное озеро в ущелье реки Ардон, горное селение Цамад, Кармадонское ущелье и так далее...
Немного моря из этой поездки:
Спасибо за внимание! :)