Скандинавская пресса в эти дни, конечно, вспоминает известный скандал 1981 г., когда советская подводная лодка С-363 прошла в шведские террориториальные воды и добралась до акватории военно-морской базы в Ландскруне, где в ночь с 27 на 28 октября села на камни у острова Турумшёр.
Существуют разные версии того как и зачем советская подводная лодка попала в то место, где оказалась на мели. Советская пресса, когда скандал невозможно уже было утаивать даже от населения СССР, сообщила, что «советская дизельная подводная лодка №137, совершая обычное учебное плавание в Балтийском море, вследствие выхода из строя навигационных приборов и возникновения в связи с этим ошибок в определении места, в плохую видимость сбилась с курса и села на мель у юго-восточной оконечности Швеции». Может дело обстояло именно так, тем более, что в самом начале похода из военно-морской базы Палдиски подлодка зацепила рыбацкий трал, который повредил стекло ветроотбойника, сорвал несколько деталей на рубке и свернул рамку радионавигатора. С другой стороны, лодка каким-то мистическим образом смогла пройти сложный маршрут между островами архипелага по секретному фарватеру шведских ВМС, который составлял в ширину всего 12 метров. А в то самое время, когда С-363 оказалась у базы ВМС в Карлскруне, шведская подводная лодка «Нептун» проводила испытания нового вида торпед.
Советские подводники попытались снять лодку с мели самостоятельно, применяя полный ход дизельных двигателей, но безуспешно и лодка только прочнее уселась на шведские камни. Обнаружил ее утром рыбак Ингвар Свенссон, который тут же сообщил о находке береговой охране. Военные сначала не поверили рыбаку и патрульный катер подошел к лодке только через час.
О происшествии было доложено начальнику штаба Военно-Морской базы Карлскруна капитану 2 ранга Карлу Андерссону, который немедленно отправился к подлодке. Поднявшись на рубку, он попросил переговорить с капитаном. Командир лодки провел Андерссона в кают-компанию и предложил «флотского чая». За столом обстановка несколько разрядилась и начальник штаба ВМБ дружелюбно предложил советским подводникам помощь, отправив субмарину домой не поднимая шума. Но информация о советской подлодке ушла в Стокгольм и вызвала среди военно-политического руководства Швеции шок. После чего настало время активных действий, а в штабе Балтийского флота, наконец, осознали, где находится подводная лодка С-363. Пока дипломаты пытались найти пути выхода из сложившейся уникальной ситуации, ситуация стала стремительно ухудшаться. На помощь С-363 вышла эскадра Балтийского флота во главе с большим противолодочным кораблем «Образцовый». Главнокомандующий Вооруженных Сил Швеции получил приказ держать границу на замке и батареи береговой артиллерии готовили всерьез открыть огонь по советским военным кораблям в случае нарушения границы. Шведы провели радиологическую разведку около лодки и объявили, что на ее борту находится ядерное оружие. Экипаж лодки занял оборону, на берегу появились подразделения шведской морской пехоты. Швеция объявила сбор резервистов.
1 ноября 1981 года советский МИД получил от шведского посла в Москве условия освобождения подлодки: СССР должен принести извинения за вторжение; оплатить все расходы по спасению субмарины (5 миллионов шведских крон или 1 миллион рублей); снимать подлодку с банки будет шведское аварийно-спасательное судно; командир подлодки и офицеры должны быть допрошены шведской стороной.
СССР согласился со всеми условиями, попросив только заменить слово «допрошен» на «опрошен». Так или иначе командир советской подводной лодки С-363 капитан третьего ранга Анатолий Гущин был отконвоирован в отделение полиции, где его допрашивали в течение шести часов. Шведская пресса в это время, посмеиваясь на незадачливыми советскими подводниками, назвала лодку «Whiskey on the rocks» (Whiskey — название этого типа ПЛ по классификации НАТО), намекая на название алкогольного напитка со льдом, которым могли злоупотреблять на борту лодки.
На следующий день правительство Швеции дало расширенную пресс-конференцию, подведя итог недельного стояния подлодки С-363 на камнях. После которой 5 ноября 1981 года шведы приняли решение стащить лодку с мели, вывести ее в нейтральные воды и передать для дальнейшей буксировки кораблям советского военно-морского флота.
Утром 6 ноября в 08:00 буксир вывел подлодку в открытое море, и через 30 минут советская субмарина пересекла территориальные воды Швеции. 7 ноября 1981 года лодка своим ходом вернулась на базу в Лиепае в тот самый момент, когда на Красной площади в Москве шёл военный парад и демонстрация трудящихся.
Как только подводная лодка пришвартовалась к причалу, офицеры были отправлены в штаб, где начала работу комиссия по расследованию инцидента. Мичманов и матросов опрашивали прямо на борту. Итогом работы специальной комиссии стало увольнение капитана 2 ранга Иосифа Аврукевича из состава ВМФ, командир подлодки С-363 Анатолий Гущин был снят с должности и направлен для дальнейшего прохождения службы в береговую часть. С того момента лодку С-363 иначе как «Шведский комсомолец» не называли. В 1988 г. она была списана и пущена на металлолом.
Инцидент с ПЛ С-363 нанес серьезный ущерб престижу военно-морского флота СССР и серьезно ухудшил отношения со Швецией, в которой потом много лет искали советские подводные лодки, принимая за них любые непонятные объекты в море. Большинство населения страны стало считать СССР враждебным государством.
На месте, где в 1981 г. села на мель советская подводная лодка С-363, шведы поставили памятный знак.
