Всем известно, что самый древний город России - это Старая Ладога (осн. 753 г.). Та Ладога (др.-сканд. Алдейгар), в которую был призван на княжение Рюрик. Блин, нет.
Всем известно, что самый древний российский город - Дербент (осн. 438 г.) Блин, тоже нет.
Теперь точно всем известно, что древнейшим городом России является Керчь. Основана в 610-690 годах до н.э., начала свою историю в качестве античного греческого города Пантикапей. 2600+ лет, однако.
Второй по старшинству город России - Феодосия, основанная под названием "Феодосия", теми же самыми греками, в 355 году до н.э. 2300+ годков...
Собственно, пост о Феодосии.
Феодосия.
(Фото из интернета.)
"Утром в 5 часов изволил прибыть в Феодосию - серовато-бурый, унылый и скучный на вид городишко."
А.П. Чехов, 1888 г.
Есть 3 российских города (из которых был), с которыми никак не могу подружиться. Хотя пробовал с ними больше одного раза. Это: Тула, Волгоград и Феодосия.
Но каждый раз, будучи в Крыму, я обязательно заезжаю в Феодосию.
Ради 2-х мест.
Так чем известна Феодосия?
- Греческая колония, основанная в 6 веке до нашей эры. Пережила Римскую и Византийскую империи, под протекторатом которых находилось Черноморское побережье Крыма;
- Пережила и Золотую Орду, государство, в которое входила;
- В 13 веке н.э. выкуплена генуэзцами у Берке, хана Золотой Орды. Переименована в Каффу.
Каффа — торговый город-порт, ставший столицей генуэзских колоний на Черном море. Морские «ворота» Азии в Европу. В период генуэзского расцвета (15 в.) в городе проживало 70+ тыс. человек - это больше, чем живет сейчас. Самый богатый город Крыма своего времени. В 15 в. Каффа стала крупнее Константинополя, Византийской столицы;
Скрытый текст
Генуэзцы - купцы, граждане Генуэзской республики, грубо говоря, одной из территориальных единиц-"княжеств" на Апеннинском полуострове, собранных впоследствии в современную Италию.
- Каффа - источник «Черной смерти» в Европе;
Скрытый текст
«Черная смерть» - это вторая в мировой истории пандемия чумы.
Чума - самое страшное инфекционное заболевание человечества: 100%-я заразность и 95%-100%-я смертность.
Первая пандемия - на протяжении 200 лет с 541 года н.э. 100 миллионов погибших (суммарно) при населении Земли от 300 млн. (500 г., разгар первой пандемии) до 500 млн. (1300 г.) человек. Выкосила пол-Европы и Азии буквально.
Вторая пандемия (1346-1382 - основной период) - зародилась на территории современной Монголии. Распространилась монгольским войском. С торговыми караванами попала в Египет. Монгольские крысы и блохи (как и сами зачумленные монголы) доставили чуму в Китай, Индию, восточную Европу, в том числе, и в Крым. Из крымской Каффы сами генуэзцы и рабы, купленные у монголо-татар, торговыми кораблями завезли чуму в центральную и западную Европу. Существует исторический факт, что в 1346 монголы, осаживая Каффу, забрасывали катапультами трупы умерших от чумы в ее крепость. Знать Каффы бежала на корабли, увозя чуму на себе, рабах и крысах в Европу...
25 млн. погибших от пандемии.
- Каффа - центр оптовой продажи рабов для их поставок в Европу и Египет, главных потребителей невольников. Поставки рабов - основная статья доходов, главный бизнес Каффы в 14-17 вв. Источник рабов - набеги на Русь, литовцев, поляков;
- Каффа — «столица» армянской диаспоры Крыма;
Скрытый текст
Исторически, армяне — второй народ Крыма, после крымских татар. А Крым - втрое по численности место проживания армян (по 18 век) после исторической Армении (Великой Армении). (Современная Армения — это ~1/10 территории исторической Армении.) Историческая Армения находится от Крыма на противоположном берегу Черного моря — сам армянский бог велел расселяться. (Про «армянского бога»: Великая Армения — первое государство, принявшее христианство в качестве государственной религии (301 год н.э.).)
Миграционный армянский ручей в Крым стал превращаться в реку, начиная с 1 века н.э., когда Византийскими императорами стали становиться армяне. А Крымское побережье было Византийской территорией. Тут не только армянский бог, но и Византийский император не возражали против расселения армян в Крыму.
Максимальная миграция — с 6 века, с ~11 века армяне стали вторым народом Крыма. К 13 веку армяне составляли большинство населения Каффы, Солдайи (иначе - Сугдея, ныне — Судак), т.е. всего побережья современного ЮБК.
В 14 веке в Крыму насчитывалось около 150 тыс. армян, ~35% от всего населения. Армян было так много, что на некоторых европейских картах Крымский полуостров обозначался как «Armenia maritima» – «Морская Армения».
До завоевания турками, армяне составляли 2/3 населения Каффы.
После завоевания Крыма турками, армянское население резко сократилось — бежали от мусульман.
В 1778 Екатерина II переселяет армян с Крымского полуострова на Дон. На тот период армян в Крыму было менее 25 тысяч.
С этого момента архитектурное наследие армян, заброшенное, стало ветшать и утрачиваться.
- В 15 веке захвачена турками Османской империи, переименована в Кефе, столицу османских владений в Крыму. К концу 17 века в Кефе проживало ~180 тыс. человек, 80% жителей — турки;
- В 1771 русские войска взяли Кефе. город был в упадке.
С 1783 - в составе Российской империи, городу возвращено название Феодосия. Город насчитывал немногим более 12 тыс. жителей;
- В 1778 из Феодосии выселены все армяне (~12 тыс.). В городе осталось немногим более 300 человек;
- 1817-1900 — период жизни выдающегося российского мариниста и баталиста Ованесса Айвазяна, феодосийца;
- До 50-х годов 20 века Феодосия была провинциальным захолустным городишком с ~30 тысячами жителей;
- Находилась под немецко-фашистской аккупацией. Освобождена в 1944. Была практически полностью руинирована;
- 1948-1990 — период ренессанса Феодосии: создание ВПК (база хранения ядерного арсенала Черноморского флота), развитие порта, сопутствующих заводов;
- Ныне существует за счет, преимущественно, туристической отрасли. Официальная численность населения города — 68 тыс. жителей.
Генуэзская крепость (Феодосия).
Не путать с более известной ныне Генуэзской крепостью в соседнем Судаке.
Нет, не ради нее заезжаю в Феодосию.
Но, будучи наиболее древним и масштабным историческим объектом Феодосии, начну с нее.
Феодосийская Генуэзская крепость — это:
- Возведена в 1340-1343 гг.;
- Полностью из камня (известняка);
- 2 линии стен — внешняя и цитадель.
(Цитадель — самостоятельное внутреннее укрепление, крепость внутри крепости, последняя линия обороны правителя, знати и гарнизона при осаде неприятелем или восставшими жителями города (внутрикрепостного).)
Внешняя стена:
* длина - 5+ км, высота — до 11 м, толщина — 2 м,
* 30+ башен, 10 въездных ворот.
Цитадель:
* длина стены — 700+ м, высота — до 11 м, толщина — 2 м.
* 14 башен.
В цитадели — административный сектор.
Внутри внешних стен — жилой сектор (объединенный с ремесленным хозяйством) + храмы.
Каффа — это город, который был внутри крепости.
Занимаемая крепостью территория - 70 га.
Скрытый текст
Для сравнения:
Так что известно про феодосийскую генуэзскую крепость? Правильно — ничего, если специально не интересоваться. Какая крепость известна? Правильно — судакская Генуэзская крепость. Её общая площадь — 30 га. Против 70 га феодосийской. (Площадь московского Кремля — 28 га.)
После включения Крыма в состав Российской империи (18 век), необходимость в крепостной обороне отпала, крепость стала приходить в упадок.
В течение 19 века крепость была растащена местными жителями на стройматериалы.
До настоящего времени сохранились: 300+ метров южной стены цитадели с 2-мя башнями, остатки въездных ворот в цитадель, часть внешней западной стены, 4 башни в разных концах Феодосии, некоторая архитектура южнее цитадели. Всё...
Сохранились башни под стрелками:
(Въездные ворота в цитадель - левее, следом за отмеченными башнями - задвоенные башни. Сохранились руинированные элементы стен башен.)
Эти же башни и сохранившийся фрагмент южной стены цитадели - отображены на картине:
Левая башня:
Правая башня:
В башнях есть проломы, через которые можно пролезть внутрь, подняться на стены. Но необязательно лезть через проломы: внутрь бывшей цитадели можно попасть через руины въездных ворот и отсутствующие стены.) Вход свободный.
Бывшая цитадель жилая - застройка составляет т.н. "старый город". Не стоит его представлять как подобие старого (древнего) города, например, Бухары или Баку (где снимался "Черт побери!"). Старый город Феодосии - это малоэтажная застройка 50-60-х, ветхая и унылая:
Вот домик понравился:
Или вот - титаник, наблюдаемый со стены:
Одна из 4-х отдельно сохранившихся башен (в туристическом центре города, мимо сложно пройти):
Резюме:
Ознакомиться с крепостью можно и нужно, но смотреть, по факту, нечего. Особенно в сравнении с Генуэзской крепостью в Судаке.
Выше писал, что Феодосия (как и Крым) богата армянским наследием. Ради него и еду.
Церковь Сурб Саркис.
Или по-русски — церковь Святого Сергия.
Основана в 1330 году. Что на 10 лет раньше закладки феодосийской Генуэзской крепости.
Самый старый неруинированный (еще и действующий) армянский храм не только Феодосии, но и, по всей видимости, Крыма (более старших неруинированных не нашел в источниках).
Скрытый текст
Для сравнения: самое древнее московское здание из сохранившихся - Спасский собор Андронниковского монастыря, 1420-1425 гг. В России же - дербентская Джума-мечеть (733-734 гг.).
В ограде церкви захоронен И.К. Айвазовский.
Армянское средневековое зодчество, представленное, главным образом, объектами культа, меня привлекают 2-мя качествами:
1. Геометрической лаконичной красотой;
2. Резным орнаментом (хачкарами).
Архитектурный стиль:
Скрытый текст
Армянский архитектурный храмовый стиль развивался под влиянием греко-римской школы.
Это - однокомнатное помещение вытянутым прямоугольником в основании, с односторонним входом по центру короткой лицевой стороны. Единое внутреннее пространство зонировано рядами колонн на продольные (реже поперечные) прямоугольные объемы (нефы,
Неф ). Центральный неф — самый широкий и высокий, боковые уже и ниже.
Армянская церковь Святой Рипсиме (Ялта):
(Центральный неф, по бокам за колоннами - боковые нефы. Церковь трехнефная.)
Следовательно, крыша — двускатная или ниспадающая от центральной оси разноуровневая. Этот тип строений — базилика (
Базилика ).
Не специалист, но схематично, типичная армянская средневековая церковь — это грубокаменная некрупная трехнефная (трехзонная) купольная базилика: либо прямоугольная по основанию, либо — крестообразная, с примыкающими дополнительным объемами в виде апсидов и пределов. Типичен один центрально расположенный купол зонтичной формы.
Для примера:
https://yandex.ru/images/search?text=%D ... rpt=simage
Стены изнутри покрывались фресками. Богато использовалась резьба по камню. Внутреннее убранство скромное.
Данная архитектурная традиция сохраняется и используется армянами поныне.
Итого: грубообработанный камень, лаконичная геометрия, симметрия, отсутствие декоративной роскоши, ясность и «суровость» простоты, искусная резьба по камню.
ПС. Армянские зодчие изобрели бесстолпные (без подпорных столбов) залы с перекрытием крыши на пересекающихся арках.
Для иллюстрации - свод нижнего уровня выгоревшей звонницы церкви Сурб Саркис:
(Правда, площадь не впечатляющая.)
Хачкары.
(Хачкар церкви Сурб Саркис, начало 18 в.)
Хачкар (крест-камень: «хач» - крест, «кар» - камень, арм.) - армянский крестный камень — каменная стела с резным изображением креста и специфическим художественным орнаментом.
Это прямоугольная каменная плита, установленная вертикально на горизонтальном основании (соединение в паз), либо вмонтированная в стену.
Хачкар — предмет армянского мемориально-декоративного искусства, не имеющего аналогов в мире. Хачкары — повсюду в Армении, на армянских и дружественных территориях-объектах за ее пределами.
(Монастырь Сурб Хач, Старый Крым.)
(Новодельный, территории православной церкви, Талдом.)
Меня поймут те, кто
коллекционировал собирательствовал одноразмерные предметы. Именно — одноразмерные, а не однотипные. Например, почтовые марки, значки, почтовые открытки, вкладыши жвачек..., возможно, — CD, DVD...
В отношении хачкаров есть близкий элемент личного отношения: помимо того, что они все «аналоговые» - продукт ручного труда, древние и искусно исполненные, они, при +/- одинаковых размерах, все строго индивидуальны - второго такого нет. И ты, справившись (или не справившись) с восторгом от лицезрения очередного хачкара, обратив внимание на его отдельные элементы дизайна-исполнения, запоминая понравившееся, как бы складываешь его во внутреннюю «копилку» своего сознания, в его «коллекцию», — и идешь к следующему, новому и неизвестному тебе. И так — в бесконечность.
Про хачкары:
Скрытый текст
Исторически, в дохристианской Армении предшественниками хачкаров были менгиры (каменные изваяния языческих божеств) и межевые камни, отмечающие границы владений. В дальнейшем, функция расширилась и появились плиты, прославляющие царей и информирующие о законах. Подобные мегалиты — ничего особенного, свойственны многим культурам и территориям (Египет, Кавказ, Европа, русский Север...), не только армянам. А вот стела с резным крестом, текстом и богатым художественным орнаментом, переводящие хачкар в предмет искусства, — это только армяне.
После принятия христианства Арменией (301 год н.э.) языческие памятники стали подвергаться христианизации — на них высекался крест, либо заменялись деревянными крестами. Противники насаждения христианства уничтожали деревянные кресты. Деревянные кресты стали заменяться на более надежные каменные, уничтожались и они. Для более высокой антивандальной стойкости, каменные кресты трансформировались в плиты, с вырезанными на них крестами.
Примерно с 9 века к высеченному кресту добавляется сплошной кружевной узор, покрывающий весь объем.
Хачкар — не надгробная плита (хотя, и эта функция — тоже).
Функции у хачкара простые:
1. Информационная.
Крест-камни создавались по множеству событий: победы над врагом, окончанию строительства дома, рождению или смерти, закладки храма, напутствие страннику, восславление достижений, информирование о законах, пограничный знак...
2. Мемориальная.
Хачкары помогали сохранять память о важных событиях - событийная летопись в камне и календарь.
3. Религиозная.
Символизация христианской веры.
Хачкар — не просто крест на плите, а законченная художественная композиция.
Дизайн — устоявшийся:
- Крест (Древо Жизни) — по центру, вырастает из зерна, круга или пирамиды (Голгофы). Внутри креста возможен разнообразный орнамент;
- Орнамент в виде плотной узорной рамы — вокруг креста. Орнамент строго символичен, может содержать не только узор, текст, но и птиц, животных, растения, плоды... Орнамент тонкий кружевной многослойный объемный.
Создание хачкара было почетным делом. Ими занимались видные мастера, архитекторы, художники-миниатюристы. Искусство делится на школы, направления, имеет временные и региональные особенности.
Каждый хачкар уникален по своему содержанию и исполнению.
Вернусь к церкви Сурб Саркис.)
Не буду более много писать.) Кто заинтересуется - погуглит сам.) Просто покажу картинки.)
За свою почти 700-летнюю историю церковь много раз перестраивалась:
В 1858 г.:
После 1888 г.:
В 1888 году церковь сгорела. Была отремонтирована на личные средства прихожанина - И.К. Айвазовского, который ее еще и расписал.
Над входом вмонтирована памятная плита с надписью на армянском, что храм был восстановлен на средства Айвазовского:
2 вмонтированных больших вертикальных хачкара по обе стороны входа:
Надпись на левом: "Воздвигнуто святое знамение и благословение и детей Азизбея и родителей его. Ориентировочно - 12-14 вв. Возможно, в честь строителя данной церкви, что широко практиковалось.
Надпись на правом: "Воздвигнуто святое знамение во спасение души Георга, сына Аслана, лета 1210." (1761 г. по современному летоисчислению.) Правый от входа чахкар - в заглавии блока.
Хачкар с гербом города Генуя, столицы Генуэзской республики:
(Если нереконструкция, то, по всей видимости, 1343-1346 гг. - заложен в честь окончания строительства Генуэзской крепости.)
Легенда гласит, что в стену церкви вмонтирован и самый старый хачкар - в честь мальчика Манука, утонувшего в море в море в 1047 году. (Да, в стену храма может быть вмонтирован более ранний хачкар.) Но, не ясно, откуда сохранилась дата и по какому летоисчислению.
Портал-нижний ярус бывшей звонницы:
Оставленные следы огня:
Портал был единственных входом в церковь. Пустая площадка между порталом и церковью - ранее была единым целым.
(Портал - справа.)
Современные двери, ореховые, изготовленные в Армении:
(Оригинальные ореховые двери 1371 г., покрытые резьбой, живы и представляют собой умопомрачительную ценность, разделены и хранятся в 2-х местах - в феодосийском Музее древностей и в Эрмитаже.)
При СССР церковь была лапидарием (хранилищем хачкаров) феодосийского Музея древностей. Стены с фресками были закрашены зеленой масляной краской, а с 1970-х годов регулярные подтопления их добили.
Тем не менее, реставрационные работы позволили раскрыть на сводах орнаментные медальоны 14-15 веков:
Внутреннее убранство:
(Слева, сразу за аркой, под иконой - купель, в ней в 1817 крестили Айвазовского.)
Во дворе церкви он и похоронен:
(Надпись на надгробии на древнеармянском: "Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память". Дальше на русском: "Профессоръ Иванъ Константиновичъ Айвазовский 1817-1900".)
Парк "Морсад" (официально - "Матросский парк").
Церковь Сурб Саркис соседствует оградой с парком Морсад:
Парк заложен при СССР.
Ничего особенного, кроме того, что на месте парка много столетий был главный рынок Феодосии и Крыма, на котором продавали рабов:
(Работорговля продолжалась до присоединения Крыма к Российской империи.)
Галерея И.К. Айвазовского.
"Девятый вал":
(Напомню, что самая знаменитая картина Айвазовского экспонируется в Русском музее.))
Галерея - самое масштабная коллекция его полотен.
Второе место, ради которого заезжаю в Феодосию.
Про уникальный почерк Айвазовского:
Скрытый текст
Айвазовский, как известно, маринист и баталист. Но он не писал с натуры, а в мастерской, по-памяти, либо воображаемый сюжет.
Использовал только передовые на тот момент и наиболее качественные холсты, картон, грунты, краски, лаки и прочие материалы. Зарубежные: английские, французские... Благодаря этому, а также ряду индивидуальных техник, его картины имеют высокую сохранность.
Характерные особые решения:
1. Композиционные:
Каждая картина имеет подготовительный рисунок графитным карандашом. Подготовительным рисунком он зонировал композицию: наносил оси-уровни земли, неба, воды, цветовых переходов. Иногда отмечал места для скал и облаков.
2. Фактурные:
Тонкий общий красочный слой. Поверх, чуть более толсто и широко - облака, световые блики. Прописывание мельчайших деталей моря: прорисовка зигзагов, пружинок, валиков, заостренные мазки, процарапывание по сырок краске - в угоду реалистичности и объемности передачи динамики волн. Световые переходы — в 2-3 слоя, от насыщенных — к тончайшим и прозрачным — объем, динамика, реалистичность.
Композиция картины писалась в один прием.
Корабли писались без подготовительного рисунка, поверх сухого изображения моря. Корабли богаты мелкими деталями, световыми акцентами.
3. Колористические:
Для каждой картины использовалась ограниченная палитра: он брал 3-5 красок, есть доминантное цветовое решение. Не использовал однородный цвет, присущий рисуемому предмету. Все цвета подчинял основной красочной гамме. Цветовые переходы очень тонкие, равномерные. Цветовая гамма картин скупая, простая, часто яркая до предела.
Техника Айвазовского неакадемична и сложна.
За свою жизнь написал более 6000 картин.
Подделки нередки, но быстро вскрываются.
Бином Ньютона и палитра Айвазовского:
Мечеть Муфти-Джами.
1623-1637. Единственная сохранившаяся мечеть в Феодосии.
Город в целом можно разделить на уровня:
1. Скучная застройка 50-80-х годов.
Это "хрущебы" и другие вариации многоквартирных домов советского периода.
2. Ветхость начала века и 40-60-х.
Каменные помещичьи малоэтажки и малоэтажки барачного типа.
Скрытый текст
3. Наполированный туристический центр.
Это вокруг набережной-галереи Айвазовского-близлежащие улицы.
Суммарно, город ветх и уныл.
----------------------------------------
Далее - Судак.