Домонгольское зодчество древней Руси вокруг Москвы.
Продолжение.
Первые 4 поста темы домонгольского зодчества - на стр. 46, 48 и этой, 50.
Итого из домонгольского зодчества (в порядке от младшего - к старшему), о чем уже сказал и скажу в этом посте:
-
Георгиевский собор (1230-1234), Юрьев-Польский Владимирской области.
-
Рождественский собор (1220), Суздаль.
-
Дмитриевский собор (1194-1197), Владимир.
-
Церковь Покрова на Нерли (1165-1166), Боголюбово Владимирской области.
-
Лестничная башня и арочный переход (в объеме дворца Андрея Боголюбского, ныне утраченного) (1158-1165), Боголюбово Владимирской области.
-
Золотые ворота (1158-1164), Владимир.
-
Успенский собор (1158-1160), Владимир.
---------------------------------
*- Монгольское нашествие на Русь - 1237-1238 и 1239-1241 гг.
Церковь Покрова на Нерли (1165-1166), Боголюбово Владимирской области.
Тезисно:
1. "Самый красивый русский храм", "самый совершенный храм на Руси", "величайший памятник мирового искусства"...
В этих оценках искусствоведов, архитекторов, историков и других специалистов, имеет значение комплекс архитектуры церкви и ее места расположения.
Архитектура:
а). Удачные пропорции высот и ширины стен, барабана небольшой квадратной в основании церкви создают облик изящности, стройности, легкости, стремительности:
б). Внешние архитектурные решения в виде равного количества узких ложных арок и их "равноширинность", расположение пилястр, ажурных горизонтальных поясов, центральная одноглавость, дверные порталы по центрам стен и пр. создают гармоничный симметричный вид при взгляде с любого ракурса:
в). Сама комбинация архитектурных решений в виде квадратной одноглавой церкви небольшого объема, наружных ложных арок, ажурных поясов, пилястр и полуколонн, перспективных порталов входов, резных рельефов определяют уникальность стиля школы Владимиро-Суздальского зодчества.

(Аркатура - ложная арка, по 3 шт. с каждой стороны.)

(Колончатые пояса - горизонтальные выступающие узкие ажурные "бордюры" на стенах с небольшими короткими декоративными колоннами, уходящими вниз.)

(Колончатый пояс.)

(Перстпективный портал.)
Орнамент:

Скрытый текст
Боголюбский первым и широко в русском зодчестве стал использовать изображения львов. Улыбающихся львов. Добрая гостеприимная сила. Благодаря заложенной им традиции, лев присутствует на гербах Владимира и Владимирской области.
Место:
Церковь была поставлена в километре от Палат (дворца) князя Андрея Боголюбского в месте слияния Клязьмы и Нерли. Являлась водными воротами Владимирского княжества на оживленном торговом пути Волга-Ока-Клязьма-Нерль. (Сухопутными воротами были Золотые ворота Владимира, из поста выше, также построенные Боголюбским.)
Церковь поставлена на искусственно насыпанный холм и была доминантой на своеобразной водной косе на пути следования кораблей во Владимир. Выполняла представительские функции.

Скрытый текст
Место слияния рек заливное. Чтобы избежать затопления, на заглубленный ленточный булыжниковый фунтамент поставлены 3,7-метровые известняковые стены, пространство внутри и вокруг которых забутовано песком и камнем. Сверху насыпан искусственный холм. И на все это установлена церковь.
Ныне место слияния рек сместилось естественным путем позади церкви, оставив перед ней озеро (старицу).

(Фото из интернета.)

Скрытый текст
Это был комплекс парадных построек из церкви и монастыря:
2. Церковь построена владимирским князем Андреем Боголюбским. (Наряду с Дмитриевским собором и Золотыми воротами Владимира. Посты выше.)
Парадные водные "ворота" Владимирского княжества.
3. Монастырь при церкви был упразднен в конце 18 века из-за упадка, персонал переведен в Боголюбский монастырь. (Так-то, а то привыкли ныть на всех углах: "Большевики изводили веру!")) Церковь же была закрыта из-за низкой доходности, заброшена. (Так-то! Второй раз.)) Было согласовано решение разобрать церковь на камень для постройки колокольни при Боголюбском монастыре. (Так-то! Третий раз. И снова - никаких большевиков.)) Но проблему в пользу сохранения постройки решил случай - монастырь не нашел бюджета на подрядчиков.)) Это был 1784 год.
4. В 1877 монастырь самостоятельно стартовал ремонт церкви. В результате которого были сбиты со стен оригинальные рельефы и фрески...
5. В 1923 церковь, как и Боголюбский монастырь, была закрыта кровожадными большевиками. (Наконец, они!)) В 1991 возвращена РПЦ. Ныне - действующая.
Внутри - крайне скромно:
Общее впечатление:
- Красивая архитектура в красивом месте.
- Туристов завозят автобусами...
Лестничная башня и арочный переход (в объеме дворца Андрея Боголюбского, ныне утраченного) (1158-1165), Боголюбово Владимирской области.
В 10 км от Владимира владимирский князь Боголюбский выстроил загородную резиденцию - Палаты (дворец).
Дворец был единственной каменной и самой крупной (и роскошной) резиденцией (Палатами) среди всех княжеств Северо-Восточной Руси.
После смерти Боголюбского на территории дворца был основан монастырь во спасение души убиенного князя.
Обветшавший за века дворец был
взорван большевиками постепенно разобран монастырем к началу 18 века на стройматериалы с целью освобождения земельной площади.
От всего дворцового ансамбля 12 века остались 2 элемента:
- Лестничная башня;
- Церковный арочный переход.
Оба здания изменены.
Реконструкция дворцового комплекса Андрея Боголюбского:
(При Палатах находилась домовая церковь, соединенная галереями в остальными постройками. Решение, аналогичное Дмитриевскому собору Владимира, также соединенного галереей другими зданиями. Церковь повторяла Успенский собор Владимира.)
Сохранившиеся лестничная башня (с надстроенной колокольней) и переход:

(Фото из интернета.)
В монастырь посмотреть остатки боголюбского дворца не заходил - счел не интересным.
ПС. Как кончил владимирский князь Боголюбский:

Скрытый текст
Князь Андрей Боголюбский, положивший начало Владимирскому княжеству и сделавший его самым могущественным княжеством Северо-Восточной Руси, отличался сложным характером. Помимо того, что был, само-собой, амбициозен, сопровождал ее нетерпимостью, сумасбродностью. (Возможно, был прозападником и даже стриг бороды!)
Выстроив и подняв княжество, стал жертвой заговора собственного двора - убит родственниками. Убийство "по-классике": нет, не отравили, а "подняли на штыки" - зарубили. Родственники ночью ворвались в спальню князя и нанесли ему несколько рубящих ударов. Решив, что "готов", ушли. Нашли князя позже по кровавому следу под лестницей лестничной башни. (Башня сохранена, может благодаря памяти этого события, как и предполагаемое место убийства.) Под лестницей князя порубили дополнительно. Но снова - безрезультативно. Князь выполз во двор, где и умер от кровопотери. (В СССР на эксгумированных останках князя установлены 16 рубленых ранений.) Тело князя сутки валялось во дворе в луже, пока боярский двор пировал, а народ грабил хоромы. Князя, по настоянию слуги, отпели и похоронили, но лишь на третьи сутки, нарушив каноны. В общем, всем стало пофиг на князя.
Сейчас от некоторых современных прогрессивных психологов существует версия, что князь был с психологической травмой, полученной в детстве: слишком много видел жестокости и расправ при дворе отца в Киеве. От чего/кого и сбежал во Владимир.
Подобная же версия существует в отношении "психопатов" и "самодуров" Ивана IV Грозного и Петра I.
(Кстати, Петр I одного из своих недругов публично казнил, посадив на кол на Красной площади и оставив тело на площади на потеху публике. Начало 18 века. Так-то! Как хорошо мы сейчас живём, всё-таки!)
И снова - марка:
