Итак, разберем логику неравномерного растяжения
цепи.
На первый взгляд в словах тех, кто не верит в неравномерность, есть разумное зерно. Действительно, в процессе эксплуатации цепь непрерывно вращается и нагрузки чисто статистически равномерно распределяются по ее длине на все звенья. Отсюда вывод, что и
износ/растяжение будут равномерными.
Однако, это было бы так, если бы интенсивность (скорость)
износа была бы одинаковой в течение всего периода эксплуатации. В действительности это не так. С течением времени скорость
износа резко возрастает.
Поэтому сперва разберем причины неравномерности
износа по времени.

Скрытый текст
Все определяется конструкцией цепи.
Давайте вспомним, каким нагрузкам должны противостоять звенья цепи.
- геометрическая деформация под воздействием растягивающих усилий
- износ под воздействием истирающих усилий от взаимного проворота звеньев
- мгновенное разрушение (раскалывание) под действием ударных нагрузок, о которых я уже писал.
Исходя из этого элементы цепи должны быть прочными, упругими и стойкими к истиранию, но не хрупкими.
Это достигается путем использования вязкой сердцевины и очень твердой поверхности, получаемой благодаря технологиям поверхностного упрочнения.
Упрочненный поверхностный слой истирается очень медленно. Но он имеет ограниченную толщину. И когда он протирается насквозь, нагрузка ложится на внутреннюю вязкую (но не износостойкую) часть материала. И скорость износа возрастает в десятки раз.
Получается, что если рассмотреть два звена, то хотя статистически на них будет приходится равный объем воздействий, звено, которое сохранило поверхностный упрочненный слой будет изнашиваться под этими воздействиями в несколько раз медленнее, чем звено, где этот слой стерся.
А т.к. из-за разброса характеристик слои у разных звеньев имеют изначально разную толщину, то пока эксплуатация цепи идет в пределах допустимого срока службы поверхностного слоя, вытягивание цепи действительно равномерное. Но как только срок службы поверхностного слоя подходит к концу, скорость износа разных звеньев становится разной и вытягивание цепи становится неравномерным.
Все это приводит к тому, что в эксплуатации
цепи и звезд возникает несколько периодов с разными режимами.
1. Период притирки.

Скрытый текст
Детали с поверхностным упрочнением хорошо притираются. При этом происходит небольшое сглаживание ("зализывание") поверхности, которое немного снижает толщину упрочненного слоя, но еще больше повышает его стойкость к истиранию.
Притирка деталей цепи продолжается несколько сотен км. В это время желательно эксплуатировать цепь очень бережно и без резких стрессовых нагрузок. Это влияет на ресурс цепи.
Во время этого периода цепь немного растягивается (удлиняется), но износа, как такового, в цепи нет, так же как нет его и в звездах (он минимален).
2. Период стабильности

Скрытый текст
В этом периоде притертые упрочненные поверхности практически не изнашиваются. Скорость и величина износа минимальны. Для практических целей можно считать, что износа и растяжения цепи вообще нет. По крайней мере, нет растяжения, требующего подтяжки цепи. Если в начале периода цепь натянута нормально, то к концу периода ее натяжение также остается в пределах допуска (хотя величина прогиба естественно слегка растет). В этот период также минимален и износ звезд (кстати, у звезд венец также может иметь упрочнение). Производители часто указывают на такую "безисносную" эксплуатацию своей цепи. Типа "наши цепи не требуют подтяжки".
Период стабильности продолжается в зависимости от качества цепи до нескольких тысяч км.
Во время этого периода, так же как и во время притирки, цепь можно менять независимо от звезды.
Но нужно понимать, что такой период стабильности есть только у хороших цепей при правильной эксплуатации. Сильные ударные нагрузки способны нарушить эту идиллию. Ну а некачественные цепи вообще не имеют этого периода. Их эксплуатация начинается сразу с третьего периода.
3. Период равномерного
износа.

Скрытый текст
Тут все понятно по названию. Это то самое время, когда работа цепи идет в пределах истирания рабочего поверхностного слоя. Скорость истирания всех звеньев примерно одинаковая. Цепь равномерно вытягивается в процессе эксплуатации. Одновременно идет и износ звезд. В этом периоде при замене цепи уже нужно менять и звезды. Продолжительность этого периода также зависит от качества цепи (толщина упрочненного слоя и качество сальников) и от условий эксплуатации/обслуживания.
4. Период прогрессивного
износа

Скрытый текст
Вот тут начинается самое интересное. При равномерном износе звезды притираются к цепи и набегание цепи на звезду происходит без ударов. Однако, рано или поздно одно звено оказывается слабее. Тут может сказаться и исходная разница в толщине поверхностного слоя, и разрушение сальника - это не важно. Важно то, что поверхностный слой заканчивается и скорость износа этого конкретного звена возрастает. Оно становится концентратором локального растяжения. Удлинение одного конкретного звена быстро становится более значимым, чем удлинение остальных звеньев цепи. При этом звезда, притертая под общий равномерно изношенный шаг цепи, не соответствует шагу данного конкретного звена. При его набегании на звезду ролик не ложится сразу в межзубцовую выемку, а упирается в вершину зуба. Чтобы он лег во впадину нужно дополнительное усилие. Набегание сопровождается локальным ударом (кстати, его можно услышать по характерному хрусту), приводящим к ускорению износа соседнего звена. Возникает "волна прогрессивного износа". Износ очередного звена провоцирует ускорение износа следующего.
Именно поэтому более изношенные звенья располагаются не вразнобой, а подряд, и именно поэтому цепь получает локальное удлинение на одном участке.
И так может продолжаться довольно долго (до 10% расчетного времени эксплуатации), пока не появится еще одно "плохое" звено.
Однако, как правило этого нового плохого звена не ждут, а меняют цепь. Ведь есть характерные признаки - необходимость более частой подтяжки и характерный хруст.
5. Период катастрофического
износа.

Скрытый текст
Легко догадаться, что если продолжать эксплуатацию цепи, то когда-нибудь появится еще одно слабое звено, которое пустит свою волну, потом еще и еще, все чаще и чаще. Вместо одного локального провисания цепи мы получим постоянно меняющийся шаг цепи. При этом износ будет охватывать все больше звеньев и идти все быстрее, т.к. все больше звеньев будут терять упрочненный поверхностный слой. И очень быстро все звенья потеряют этот слой. Износ/удлинение цепи станут "скоростными".
Обычно до такого состояния цепи не доживают. Их меняют раньше. Но в моей практике был случай, когда при возвращении из дальнего путешествия цепь перешла в режим катастрофического износа и на последнем участке перед домом мы ее подтягивали каждые 10 км.
Настоящий 2-й номер - это девушка, которая всегда прикрывает твою спину в прямом и переносном смысле