Звезды и цепи.

Технические вопросы по сборке, устройству и разборке иностранных мото.
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Виталий
На форуме: 16 Лет 8 Месяцев 2 дней
Сообщения: 19,438
Зарегистрирован: Пн сен 08, 2008 01:42
Род занятий: Автомобильное оборудование
Откуда: Москва, Алексеевская
Имя: Виталий
Мотоцикл: Yamaha MT-03 (660) продал
Пол:
Контактная информация:

Re: Звезды и цепи.

#136 Сообщение Виталий »

FilAx писал(а):Хотя этот бортик видимо ставится к двишателю
Саня, привет), нет, он с 2х сторон

Добавлено спустя 5 минут 22 секунды:
Диполь писал(а):Что-то у меня картинка бортика не видна.
А так?

Изображение
Изображение

Изображение
Изображение
Инфа стопроцентная!

FilAx
На форуме: 13 Лет 1 Месяц 18 дней
Сообщения: 173
Зарегистрирован: Пн мар 19, 2012 09:28
Откуда: Мск
Имя: Саня
Мотоцикл: SRX400 => Максик => Yamaha MT-03
Пол:

Re: Звезды и цепи.

#137 Сообщение FilAx »

Привет.

тогда вообще затрудняюсь ответить.
Но если остальные производители делают без него - то он явно не критичен.

Аватара пользователя
Виталий
На форуме: 16 Лет 8 Месяцев 2 дней
Сообщения: 19,438
Зарегистрирован: Пн сен 08, 2008 01:42
Род занятий: Автомобильное оборудование
Откуда: Москва, Алексеевская
Имя: Виталий
Мотоцикл: Yamaha MT-03 (660) продал
Пол:
Контактная информация:

Re: Звезды и цепи.

#138 Сообщение Виталий »

ant77 писал(а):Какого ролика?)
Изображение

1 Внешняя пластина
2 Внутренняя пластина
3 Пин
4 Втулка
5 Ролик

по то что Диполь сказал даже я пока не понял.

Может на примере картинки.
Какие пары (можно номерами) снашиваются?
Виталий писал(а):3) Лопнул один ролик.
Добавлено спустя 1 минуту 58 секунд:
FilAx писал(а):тогда вообще затрудняюсь ответить.
у меня есть мысли по этому поводу, но ничем не подтвержденные пока...
Хочу услышать мнение окружающих
Инфа стопроцентная!

ant77
На форуме: 13 Лет 8 Месяцев 1 День
Сообщения: 872
Зарегистрирован: Чт сен 08, 2011 17:22
Род занятий: Телек
Откуда: Москва
Имя: Антон
Мотоцикл: CBR 1000 RR '13
Пол:

Re: Звезды и цепи.

#139 Сообщение ant77 »

А сальники на вашей цепи все на месте?
"Под самым красивым павлиньим хвостом находится обычная куриная жопка..." (с)Раневская

Аватара пользователя
Виталий
На форуме: 16 Лет 8 Месяцев 2 дней
Сообщения: 19,438
Зарегистрирован: Пн сен 08, 2008 01:42
Род занятий: Автомобильное оборудование
Откуда: Москва, Алексеевская
Имя: Виталий
Мотоцикл: Yamaha MT-03 (660) продал
Пол:
Контактная информация:

Re: Звезды и цепи.

#140 Сообщение Виталий »

ant77 писал(а):А сальники на вашей цепи все на месте?
да
Инфа стопроцентная!

FilAx
На форуме: 13 Лет 1 Месяц 18 дней
Сообщения: 173
Зарегистрирован: Пн мар 19, 2012 09:28
Откуда: Мск
Имя: Саня
Мотоцикл: SRX400 => Максик => Yamaha MT-03
Пол:

Re: Звезды и цепи.

#141 Сообщение FilAx »

По поводу зезинок на оригинальной звезде вот что писал JohnAl в старой теме:
"Звезды, кмк, все одинаковы, джити, афам - одна сталь. Есть еще bpr итальянские, тоже ничего. Лучше всего, конечно, родные, но сугубо из-за резиновых отбойников, цепь почище будет."

Аватара пользователя
Виталий
На форуме: 16 Лет 8 Месяцев 2 дней
Сообщения: 19,438
Зарегистрирован: Пн сен 08, 2008 01:42
Род занятий: Автомобильное оборудование
Откуда: Москва, Алексеевская
Имя: Виталий
Мотоцикл: Yamaha MT-03 (660) продал
Пол:
Контактная информация:

Re: Звезды и цепи.

#142 Сообщение Виталий »

FilAx, я тоже всякое разно читал.

С CBR1100XX
эта резиновая муфта нужна для более тихой работы узла-цепь+звезда
Оригиналы задней и передней звёзд на внутрияпонский рынок поставляются с резиновыми демпферами! Демпферы не снимаются! не меняются! На Х11- 17/42/110!!!!! На европейский - 17/43/110!!-без резиновых демпферов.
Изображение
Изображение

с Африкатвина
это демпфер для уменьшения шума,
другой инженерной нагрузки он не несет.
Инфа стопроцентная!

Аватара пользователя
Диполь
На форуме: 13 Лет 11 Месяцев 3 дней
Сообщения: 17,190
Зарегистрирован: Чт июн 09, 2011 01:39
Откуда: Москва
Имя: Павел
Мотоцикл: Magna
Пол:

Re: Звезды и цепи.

#143 Сообщение Диполь »

Итак, разберем логику неравномерного растяжения цепи.

На первый взгляд в словах тех, кто не верит в неравномерность, есть разумное зерно. Действительно, в процессе эксплуатации цепь непрерывно вращается и нагрузки чисто статистически равномерно распределяются по ее длине на все звенья. Отсюда вывод, что и износ/растяжение будут равномерными.
Однако, это было бы так, если бы интенсивность (скорость) износа была бы одинаковой в течение всего периода эксплуатации. В действительности это не так. С течением времени скорость износа резко возрастает.

Поэтому сперва разберем причины неравномерности износа по времени.
Скрытый текст
Все определяется конструкцией цепи.
Давайте вспомним, каким нагрузкам должны противостоять звенья цепи.
- геометрическая деформация под воздействием растягивающих усилий
- износ под воздействием истирающих усилий от взаимного проворота звеньев
- мгновенное разрушение (раскалывание) под действием ударных нагрузок, о которых я уже писал.

Исходя из этого элементы цепи должны быть прочными, упругими и стойкими к истиранию, но не хрупкими.
Это достигается путем использования вязкой сердцевины и очень твердой поверхности, получаемой благодаря технологиям поверхностного упрочнения.
Упрочненный поверхностный слой истирается очень медленно. Но он имеет ограниченную толщину. И когда он протирается насквозь, нагрузка ложится на внутреннюю вязкую (но не износостойкую) часть материала. И скорость износа возрастает в десятки раз.

Получается, что если рассмотреть два звена, то хотя статистически на них будет приходится равный объем воздействий, звено, которое сохранило поверхностный упрочненный слой будет изнашиваться под этими воздействиями в несколько раз медленнее, чем звено, где этот слой стерся.
А т.к. из-за разброса характеристик слои у разных звеньев имеют изначально разную толщину, то пока эксплуатация цепи идет в пределах допустимого срока службы поверхностного слоя, вытягивание цепи действительно равномерное. Но как только срок службы поверхностного слоя подходит к концу, скорость износа разных звеньев становится разной и вытягивание цепи становится неравномерным.
Все это приводит к тому, что в эксплуатации цепи и звезд возникает несколько периодов с разными режимами.

1. Период притирки.
Скрытый текст
Детали с поверхностным упрочнением хорошо притираются. При этом происходит небольшое сглаживание ("зализывание") поверхности, которое немного снижает толщину упрочненного слоя, но еще больше повышает его стойкость к истиранию.
Притирка деталей цепи продолжается несколько сотен км. В это время желательно эксплуатировать цепь очень бережно и без резких стрессовых нагрузок. Это влияет на ресурс цепи.
Во время этого периода цепь немного растягивается (удлиняется), но износа, как такового, в цепи нет, так же как нет его и в звездах (он минимален).
2. Период стабильности
Скрытый текст
В этом периоде притертые упрочненные поверхности практически не изнашиваются. Скорость и величина износа минимальны. Для практических целей можно считать, что износа и растяжения цепи вообще нет. По крайней мере, нет растяжения, требующего подтяжки цепи. Если в начале периода цепь натянута нормально, то к концу периода ее натяжение также остается в пределах допуска (хотя величина прогиба естественно слегка растет). В этот период также минимален и износ звезд (кстати, у звезд венец также может иметь упрочнение). Производители часто указывают на такую "безисносную" эксплуатацию своей цепи. Типа "наши цепи не требуют подтяжки".
Период стабильности продолжается в зависимости от качества цепи до нескольких тысяч км.
Во время этого периода, так же как и во время притирки, цепь можно менять независимо от звезды.
Но нужно понимать, что такой период стабильности есть только у хороших цепей при правильной эксплуатации. Сильные ударные нагрузки способны нарушить эту идиллию. Ну а некачественные цепи вообще не имеют этого периода. Их эксплуатация начинается сразу с третьего периода.
3. Период равномерного износа.
Скрытый текст
Тут все понятно по названию. Это то самое время, когда работа цепи идет в пределах истирания рабочего поверхностного слоя. Скорость истирания всех звеньев примерно одинаковая. Цепь равномерно вытягивается в процессе эксплуатации. Одновременно идет и износ звезд. В этом периоде при замене цепи уже нужно менять и звезды. Продолжительность этого периода также зависит от качества цепи (толщина упрочненного слоя и качество сальников) и от условий эксплуатации/обслуживания.
4. Период прогрессивного износа
Скрытый текст
Вот тут начинается самое интересное. При равномерном износе звезды притираются к цепи и набегание цепи на звезду происходит без ударов. Однако, рано или поздно одно звено оказывается слабее. Тут может сказаться и исходная разница в толщине поверхностного слоя, и разрушение сальника - это не важно. Важно то, что поверхностный слой заканчивается и скорость износа этого конкретного звена возрастает. Оно становится концентратором локального растяжения. Удлинение одного конкретного звена быстро становится более значимым, чем удлинение остальных звеньев цепи. При этом звезда, притертая под общий равномерно изношенный шаг цепи, не соответствует шагу данного конкретного звена. При его набегании на звезду ролик не ложится сразу в межзубцовую выемку, а упирается в вершину зуба. Чтобы он лег во впадину нужно дополнительное усилие. Набегание сопровождается локальным ударом (кстати, его можно услышать по характерному хрусту), приводящим к ускорению износа соседнего звена. Возникает "волна прогрессивного износа". Износ очередного звена провоцирует ускорение износа следующего.
Именно поэтому более изношенные звенья располагаются не вразнобой, а подряд, и именно поэтому цепь получает локальное удлинение на одном участке.
И так может продолжаться довольно долго (до 10% расчетного времени эксплуатации), пока не появится еще одно "плохое" звено.
Однако, как правило этого нового плохого звена не ждут, а меняют цепь. Ведь есть характерные признаки - необходимость более частой подтяжки и характерный хруст.
5. Период катастрофического износа.
Скрытый текст
Легко догадаться, что если продолжать эксплуатацию цепи, то когда-нибудь появится еще одно слабое звено, которое пустит свою волну, потом еще и еще, все чаще и чаще. Вместо одного локального провисания цепи мы получим постоянно меняющийся шаг цепи. При этом износ будет охватывать все больше звеньев и идти все быстрее, т.к. все больше звеньев будут терять упрочненный поверхностный слой. И очень быстро все звенья потеряют этот слой. Износ/удлинение цепи станут "скоростными".
Обычно до такого состояния цепи не доживают. Их меняют раньше. Но в моей практике был случай, когда при возвращении из дальнего путешествия цепь перешла в режим катастрофического износа и на последнем участке перед домом мы ее подтягивали каждые 10 км.
Настоящий 2-й номер - это девушка, которая всегда прикрывает твою спину в прямом и переносном смысле

Аватара пользователя
Виталий
На форуме: 16 Лет 8 Месяцев 2 дней
Сообщения: 19,438
Зарегистрирован: Пн сен 08, 2008 01:42
Род занятий: Автомобильное оборудование
Откуда: Москва, Алексеевская
Имя: Виталий
Мотоцикл: Yamaha MT-03 (660) продал
Пол:
Контактная информация:

Re: Звезды и цепи.

#144 Сообщение Виталий »

Диполь писал(а):Итак, разберем логику неравномерного растяжения цепи.
Спасибо за развернутый ответ. Вполне все логично.
не знаю, поможет ли это тем кто считает что этого не может быть...

Добавлено спустя 23 часа 38 минут 38 секунд:
Еще один вопрос по цепям. Точнее уже по магазинам.

Рально ли много "левого" дида или только на алиэкспрессе по 2000р?

Ну или в каких магазинах точно оригинал?
Инфа стопроцентная!

Аватара пользователя
studentmoto
На форуме: 9 Лет 9 Месяцев 12 дней
Сообщения: 1,458
Зарегистрирован: Вт июл 28, 2015 13:02
Род занятий: Мотошкола
Откуда: moscow
Имя: sergey
Мотоцикл: XT727Z Tenere
Пол:
Контактная информация:

Re: Звезды и цепи.

#145 Сообщение studentmoto »

к чему столько текста?) периоды какие-то, че за хрень, какие нафиг удары по зубцам, бред какой-то:))

Аватара пользователя
Диполь
На форуме: 13 Лет 11 Месяцев 3 дней
Сообщения: 17,190
Зарегистрирован: Чт июн 09, 2011 01:39
Откуда: Москва
Имя: Павел
Мотоцикл: Magna
Пол:

Re: Звезды и цепи.

#146 Сообщение Диполь »

Обожаю оппонентов, которые в качестве аргумента используют одно слово "бред"..)) Сказал - и больше ничего ни говорить, ни объяснять не нужно. Ведь всем сразу понятно, что ты крут, а кто не согласен - лох и дебил...))))
Настоящий 2-й номер - это девушка, которая всегда прикрывает твою спину в прямом и переносном смысле

Аватара пользователя
studentmoto
На форуме: 9 Лет 9 Месяцев 12 дней
Сообщения: 1,458
Зарегистрирован: Вт июл 28, 2015 13:02
Род занятий: Мотошкола
Откуда: moscow
Имя: sergey
Мотоцикл: XT727Z Tenere
Пол:
Контактная информация:

Re: Звезды и цепи.

#147 Сообщение studentmoto »

цепь удлиняется из-за износа внутренних поверхностей и поэтому набегает на зуб, а не наоборот:)) то что она скачет по вершинам зубьев на растяжение цепи никак не влияет. и вот вопрос, зачем столько бессмысленного текста с кучей ненужных слов чтобы преподнести миру свое непонимание простейшего вопроса?:)

Добавлено спустя 35 секунд:
кстати, и про контрруление точно такая же феерия

Аватара пользователя
Диполь
На форуме: 13 Лет 11 Месяцев 3 дней
Сообщения: 17,190
Зарегистрирован: Чт июн 09, 2011 01:39
Откуда: Москва
Имя: Павел
Мотоцикл: Magna
Пол:

Re: Звезды и цепи.

#148 Сообщение Диполь »

studentmoto писал(а):цепь удлиняется из-за износа внутренних поверхностей и поэтому набегает на зуб, а не наоборот:))
А где сказано, что наоборот?..)))
studentmoto писал(а):то что она скачет по вершинам зубьев на растяжение цепи никак не влияет
Докажи.

Кстати, так цепь растягивается равномерно, или нет?..))
studentmoto писал(а):зачем столько бессмысленного текста с кучей ненужных слов чтобы преподнести миру свое непонимание простейшего вопроса?:)
Оценочные высказывания с переходом на личности - демонстрация своей крутости и правоты?..))))
Настоящий 2-й номер - это девушка, которая всегда прикрывает твою спину в прямом и переносном смысле

Аватара пользователя
Виталий
На форуме: 16 Лет 8 Месяцев 2 дней
Сообщения: 19,438
Зарегистрирован: Пн сен 08, 2008 01:42
Род занятий: Автомобильное оборудование
Откуда: Москва, Алексеевская
Имя: Виталий
Мотоцикл: Yamaha MT-03 (660) продал
Пол:
Контактная информация:

Re: Звезды и цепи.

#149 Сообщение Виталий »

studentmoto писал(а):к чему столько текста?) периоды какие-то, че за хрень, какие нафиг удары по зубцам, бред какой-то:))
Мы тут как-то пытаемся пообщаться на мототему. Придумали разобраться с чего начинается цепь и чем заканчивается.
Понятно, что это расходник. Поменял - забыл. Но если интересно пообщаться или поделиться опытом, то почему-бы и нет...

По поводу периодов.
Для обывателя это: (на вскидку)
1) поставил
2) через 1000 км подтянул
3) 10000 не вытягивается
4) начала вытягиваться - тяни не тяни а она все длиннее и длиннее (пора менять)

Именно эти процессы объяснял Диполь. С уклоном к теме неравномерного износа.

Для меня от этой темы тоже ничего не изменится в плане эксплуатации цепей. Но мне просто интересно.

Добавлено спустя 1 минуту 31 секунду:
studentmoto писал(а):кстати, и про контрруление точно такая же феерия
Да, но ничего плохого в этом нету.. ;-)

Кому-то покатайки, кому-то мифичиеские кастомы квадров....
Инфа стопроцентная!

Аватара пользователя
Диполь
На форуме: 13 Лет 11 Месяцев 3 дней
Сообщения: 17,190
Зарегистрирован: Чт июн 09, 2011 01:39
Откуда: Москва
Имя: Павел
Мотоцикл: Magna
Пол:

Re: Звезды и цепи.

#150 Сообщение Диполь »

studentmoto писал(а):кстати, и про контрруление точно такая же феерия
Не понимаешь или не разбираешься в теме - не значит, что прочитанное фигня. Значит, что не дорос..)))
Настоящий 2-й номер - это девушка, которая всегда прикрывает твою спину в прямом и переносном смысле

Ответить