Вопрос про тормозной путь

То, что вы хотели бы узнать, но боялись спросить. Материалы с использованием статей из популярных российских и зарубежных мото-изданий. Основы мото-техники, первая помощь на дороге при ДТП, технические аспекты, управление мотоциклом.
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Дач
На форуме: 16 Лет 6 Месяцев 9 дней
Сообщения: 658
Зарегистрирован: Чт окт 30, 2008 22:34
Откуда: Москва
Имя: Роман
Мотоцикл: Z750R
Пол:

#16 Сообщение Дач »

чем сильней колесо загруженно - тем большее усилие способно передать - это как раз макушка кривой на моем графике:) Суппорты - это точно, ещё и армированные шланги... Павел, уж ты наверняка ловил блокировку, расскажи, какие процессы происходят при "жамканьи на тормоз всей пятерней". для скоростей 30 и 120 км, плз, если можно:)
Таити, Таити... Нас и тут неплохо кормят ))

Аватара пользователя
opavelo
Yamahaвод
На форуме: 18 Лет 2 Месяцев 29 дней
Сообщения: 7,725
Зарегистрирован: Чт фев 08, 2007 20:47
Откуда: Солнцево
Имя: Павел
Мотоцикл: ДжиксерRRR rrr RR R
Пол:
Контактная информация:

#17 Сообщение opavelo »

Кей Дач писал(а):какие процессы происходят при "жамканьи на тормоз всей пятерней". для скоростей 30 и 120 км, плз, если можно:)
Никакой разницы не будет... и на 30 и на 100 блокируется колесо при жмакании на тормоз.

Итак, попробую объяснить физику процесса

mika
На форуме: 15 Лет 12 Месяцев
Сообщения: 9,083
Зарегистрирован: Вт май 12, 2009 22:40
Откуда: Москва СВАО
Имя: Мишаня
Мотоцикл: скутерок Vespa
Пол:

#18 Сообщение mika »

Я вот почему то думаю что быстрей остановлю мот со ста....чем машину....можем провести эксперимент.....и все станет на свои места....в формулах и графиках не силен, привык проверять все на практике B)
Искусство вождения требует жертв

Аватара пользователя
opavelo
Yamahaвод
На форуме: 18 Лет 2 Месяцев 29 дней
Сообщения: 7,725
Зарегистрирован: Чт фев 08, 2007 20:47
Откуда: Солнцево
Имя: Павел
Мотоцикл: ДжиксерRRR rrr RR R
Пол:
Контактная информация:

#19 Сообщение opavelo »

Первое о чем скажу, то что сил трения бывает уйма разных: трение скольжения, трение качения, трение внедрения, молекулярное трение, гидро-динамическое и т.д

Наш случай: трение скольжения и трение внедрения (т.е. Максимально-возможная продольная сила, тормозящая мотоцикл Fтр=Fсколь.+Fвнедр)

Трение скольжения определяется очень просто Fтр=ню*N, где
ню - коэфицент скольжения, зависящий прежде всего от трущихся материалов (пар трения), потом в меньшей степени от температуры, скорости скольжения и т.д
N- "сила реакции опоры", которая грубо равна силе с которой прижимет вес мотоцикла переднее колесо

Трение внедрения - это продольная сила, возникащая за счет внедрения одного материала в другой, т.е. выступающих частиц асфальта в шину. Эта сила оказывает огромное влияние на конечный результат и посчитать ее можно только вероятностно с низкой точностью результата, так как она носит случайностный характер. Определяется опытным путем, специальным методом.

Осатльное завтра, щас спать пора :lol:

Аватара пользователя
ПЖ
На форуме: 15 Лет 8 Месяцев
Сообщения: 1,684
Зарегистрирован: Ср сен 09, 2009 22:45
Род занятий: Сварка: MMA, MIG/MAG, плазма, автоматизация, роботизация.
Откуда: Москва
Имя: Евгениус
Мотоцикл: TDM 900; Sym Jet4
Пол:

#20 Сообщение ПЖ »

karmoran писал(а):Ты вообще на моте то хоть ездил?
xasel писал(а):борт как обычно спи*днул х*йню и скрылся
mr jingles писал(а):не в обиду, но ты на мотоцикле, дружище, ездил? :)
Ух ты, столько гумна на один вентилятор!!! :D :D :D
все будет хорошо, скоро снег растает
+1. Самому себе тоже приходится это говорить порой.

По теме:
С точки зрения максимально упрощённой модели при установившемся режиме торможения эффективность должна быть одинаковой, т.к.
Fтр.ск.=k*m*g;
a=F/m=k*m*g/m=k*g;
здесь: Fтр.ск. - сила трения скольжения, т.е. условно максимальная сила торможения; m - масса движущегося объекта; k - коэффициент трения скольженния резины по асфальту; g - ускорение свободного падения; a - ускорение объекта;
Из последнего уравнения видно, что при такой упрощённой схеме эффективность торможения зависит только от коэффициента трения k, а оно одинаково для условных авто и мото с одинаковым составом резины покрышек.
Однако, если принять во внимание упомянутую Пашей силу трения внедрения, то, как мне кажется, это сыграет в пользу автомобилей. Из-за большей площади контакта покрышки автомобиля могут зацепиться за большее количество неровностей, чем у мотоцикла, вследствие чего за счёт данной составляющей увеличится максимальная сила торможения для авто, и как следствие уменьшится тормозной путь.
Правда, в голову ещё приходит, что сила трения внедрения, в отличие от трения скольжения, зависит от давления на покрытие, т.е. P=m*g/S (S - площадь пятна контакта), ибо в данном случае для учёта степени взаимодействия отдельно взятого бугорка на асфальте с участком покрышки требуется удельная величина силового воздействия резины на дорожное покрытие, которым и является давление. Тогда появляется некая характеристика m/S, величина которой и будет определять эффективность торможения.
Всё это, повторюсь, для идеального варианта торможения в установившемся режиме. Переходные процессы не учитываются, а мозг хочет спать. Додумает завтра.

Аватара пользователя
Jager
На форуме: 17 Лет 3 Месяцев
Сообщения: 2,128
Зарегистрирован: Чт фев 07, 2008 17:54
Род занятий: Подвальная крыса...
Откуда: Владимир
Имя: Сергей
Мотоцикл: GSX650F
Пол:

#21 Сообщение Jager »

Вот замудрили то. Нужную страничку из учебника физики я скурил, но скажу проще. Не указывается тормозной не потому, что все зависит от шин, асфальта, температуры и т.д., для автомобилей это тоже очень важно, а потому, что использовать на 100% возможности мотоцикла могут единицы. На машине любой новичок, первый день за рулем просто со всей дури нажмет на педаль и не важно в чем он сидит - в Порше или Ладе, особого мастерства не потребуется. С приходом в мою жизнь АБС я вообще настолько избаловался, что просто тупо нажимаю на тормоз, не думая о блокировке.

ИМХО Самый лучшей райдер планеты на супер спорте проиграет по торможению хорошей спортивной машине.
Ничего не вижу кроме дороги, ничего не слышу кроме музыки.
Лечу куда хочу.....
ZZR400=>GTS1000=>GSX650F=>?

Аватара пользователя
Дач
На форуме: 16 Лет 6 Месяцев 9 дней
Сообщения: 658
Зарегистрирован: Чт окт 30, 2008 22:34
Откуда: Москва
Имя: Роман
Мотоцикл: Z750R
Пол:

#22 Сообщение Дач »

Мой большой пост на второй странице относится только к узкой ситуации, когда на большой скорости мотоциклист БЫСТРО но ПЛАВНО нажимает на рычаг тормоза.

Конечно, я однозначно согласен, что если это сделать БЫСТРО и НЕ ПЛАВНО, т.е. резко, блокировка наступит гораздо раньше...

В целом высказал не только свое мнение, но и мнение нескольких людей, имеющих хороший опыт экстренного торможения.

Все умозаключения, указанные в моем посте с графиком родились после неоднократной отработки упражнения "принудительная блокировка переднего колеса".

Аватара пользователя
ChingizKhan
На форуме: 16 Лет 8 Месяцев 2 дней
Сообщения: 39
Зарегистрирован: Вс сен 07, 2008 20:19
Род занятий: эндуро-инструктор

Мотошкола "Мастер"
master-moto-school.ru
Тел.: 98-741-98
Откуда: Санкт-Петербург
Имя: Игорь
Мотоцикл: Kawa KX250F
Пол:
Контактная информация:

#23 Сообщение ChingizKhan »

Встречал описание такой методики максимально эффективного торможения:
1. Начинаем тормозить задним, чтобы часть инерции ушла на переднее и его загрузила
2. Тормозим без выжима сцепления! (Переключаясь по необходимости вниз, и/или выжимая сцепление только перед самой остановкой)
3. Плавно прижимаем передний тормоз, наращивая усилие. (Разница между плавно и резко - аналогия: удар и толчок рукой попробуйте)
4. Вес тела переносим назад (актуально тока для легких мото, ИМХО)
moto.koubarev.com
master-moto-school.ru

Аватара пользователя
roms
сНежный ДикОбраз
На форуме: 21 Лет 2 Месяцев
Сообщения: 5,222
Зарегистрирован: Вт мар 09, 2004 17:50
Род занятий: мотоинстркутор
Откуда: Питер
Имя: Роман
Мотоцикл: ТДМ 850(3), микроб 4х4 mazda frehdi
Пол:
Контактная информация:

#24 Сообщение roms »

+ChingizKhan задний тормоз по мере замедления отпукаем...
куча людей начали с мегакубатур,спортов и счастливо ездят.В разы больше,кто жестоко пожалел об этом

Аватара пользователя
ChingizKhan
На форуме: 16 Лет 8 Месяцев 2 дней
Сообщения: 39
Зарегистрирован: Вс сен 07, 2008 20:19
Род занятий: эндуро-инструктор

Мотошкола "Мастер"
master-moto-school.ru
Тел.: 98-741-98
Откуда: Санкт-Петербург
Имя: Игорь
Мотоцикл: Kawa KX250F
Пол:
Контактная информация:

Re: Вопрос про тормозной путь

#25 Сообщение ChingizKhan »

Дядя Рома, ты прав, конечно. Но это в спокойной ситуации. А когда мозг клинит, нога не хочет обратно подниматься :)
moto.koubarev.com
master-moto-school.ru

Аватара пользователя
roms
сНежный ДикОбраз
На форуме: 21 Лет 2 Месяцев
Сообщения: 5,222
Зарегистрирован: Вт мар 09, 2004 17:50
Род занятий: мотоинстркутор
Откуда: Питер
Имя: Роман
Мотоцикл: ТДМ 850(3), микроб 4х4 mazda frehdi
Пол:
Контактная информация:

Re: Вопрос про тормозной путь

#26 Сообщение roms »

ChingizKhan писал(а):нога не хочет обратно подниматься :)
надо заставить!!))), а что бы не клинило моск, прежде чем что - либо сделать возьми паузу на одну милисекунду, оцени ситуацию и действуй расчетливо... во время паузы можно твикс скушать успеть)))
куча людей начали с мегакубатур,спортов и счастливо ездят.В разы больше,кто жестоко пожалел об этом

Аватара пользователя
ChingizKhan
На форуме: 16 Лет 8 Месяцев 2 дней
Сообщения: 39
Зарегистрирован: Вс сен 07, 2008 20:19
Род занятий: эндуро-инструктор

Мотошкола "Мастер"
master-moto-school.ru
Тел.: 98-741-98
Откуда: Санкт-Петербург
Имя: Игорь
Мотоцикл: Kawa KX250F
Пол:
Контактная информация:

Re: Вопрос про тормозной путь

#27 Сообщение ChingizKhan »

дык согласен. тут есть еще и персональные нюансы - сейчас пробую вилли учиться, дык почему то правая нога подсознательно поднимается, как только забудешь о контроле :)

Аватара пользователя
MedveD
Мистер прЕзидент
На форуме: 20 Лет 10 Месяцев 6 дней
Сообщения: 7,902
Зарегистрирован: Вт июл 06, 2004 16:26
Род занятий: Занятный
Откуда: Москва
Имя: Дмитрий
Мотоцикл: Honda CB-400 SuperFour
Пол:
Контактная информация:

Re: Вопрос про тормозной путь

#28 Сообщение MedveD »

О какая темка ! Как я ее пропустил то ??? Вопщим я так думаю - если взять гоночные машины и мотоциклы ... и скорости далеко за 100 - тут как ни крути машину не перетормозишь - просто никто из вышеписавших не принял во внимание аэродинамику ... которая на высоких скоростях имеет очень важное значение. Не секрет что в автоспорте используют антикрылья - дополнительная прижимная сила очень влияет как на торможение так и на прохождение поворотов. Кроме того встречный поток сам по себе замедляет ТС. А вот что касаецо обывательских ТС как мотоциклов так и авто - тут я думаю все же у мотоцикла очень большие шансы. Чо то в цифры в той статье не очень верица.

Дач При жмаканьи разницы канешна же не будет, но ... чем больше скорость - тем большее усилие нада приложить к тормозам чтобы заблокировать перед. Это все справедливо при загруженном переде.

ChingizKhan roms Вот не согласен я с такой политикой торможения ! Тормозить нада сразу передом и задом - разница лишь в первоначальных прикладываемых усилиях ! Просто максимально эффективно это максимально быстро остановица ! А пока вы будете проделывать все эти манипуляции - будет упущено драгоценное время !

Аватара пользователя
Alesv
На форуме: 15 Лет 7 Месяцев 7 дней
Сообщения: 95
Зарегистрирован: Пт окт 02, 2009 13:03
Откуда: Череповец
Имя: Александр
Мотоцикл: ZZR-1100, 01
Пол:

Re: Вопрос про тормозной путь

#29 Сообщение Alesv »

Блин, сколько болтологии... как будто на мотах никто не ездит.... Я, кстати, в том году опыт подобный проводил, едем параллельно с тачкой, на 60км/ч он дает отмашку и мы тормозим - на тачке в пол, я - по своим ощущениям безопасности, но явно не на грани. Так вот, одинаково с ним останавливались, плюс-минус 20 сантиметров... Так что если тормозить на грани, думаю, быстрее тачки мот остановится (надо проверить)

Аватара пользователя
Valeriy007
На форуме: 16 Лет 7 Месяцев 1 День
Сообщения: 5,800
Зарегистрирован: Ср окт 08, 2008 23:46
Род занятий: ЛобоТряс
Откуда: МОСКВА СЗАО
Имя: йиdǝvɐʚ
Мотоцикл: 0021 ɹ ɟ ʌ
Пол:
Контактная информация:

Re: Вопрос про тормозной путь

#30 Сообщение Valeriy007 »

Alesv не думаю что тормозной путь будет на моте такой же!

Ответить