Да, примерно так. Распределяет точечную нагрузку (камень, твердая поверхность). Шлем и накладки также играют роль кресел-ложементов у космонавтов, препятствуя деформации тканей при перегрузке и повышая, таким образом, устойчивость к удару. Скажем, критическая скорость при лобовом (лицом) ударе в отбойник вырастает с 10 до 40 км в час. Шлем также может пробить стекло или деформировать кузов при ударе, что значительно увеличит путь торможения и снизит перегрузку. Подошва работает иначе - спасает ступню при боковой нагрузке или истирании.Kervan писал(а):Karbix писал(а):
Жесткость любого предмета экипировки, кроме шлема, подошвы мотобот и некоторых вставок, невысока. При столкновении на скорости с более жестким препятствием экип сминается и никак не влияет на последствия
В этом как бы весь смысл и есть, распределение энергии на большую площадь и частичное ее погашение за счет внутренних потерь на трение при деформации защитного материала, не?
Но есть еще одно важное свойство экипировки, которое ускользает от нашего внимания. Как известно, минимальную поверхность имеют круглые тела. То есть для деформации тела при столкновении обтягивающая его ткань должна растягиваться. И наоборот, для того, чтобы предотвратить деформацию, надо затянуть на себе одежду. На практике это реализовано только в надувных жилетах. При высотных полетах используется похожая вещь - ВКК. Это костюм, который спасает жизнь летчика при взрывной декомпрессии за счет того, что сжимает все тело так, что вздохнуть нельзя. Возможно, такие костюмы были бы полезны и байкерам. Но скорее, наверное, на транспорте появятся интеллектуальные системы предупреждения столкновения на базе смартфонов по аналогии с такими системами в авиации. А там, глядишь, и до автопилотов коробочек недалеко, они нас убивать не будут (см.первый закон робототехники:).