Эх. «Максимально эффективное» — не лучший термин, похоже. Он субъективный, т. е. зависит от мотоцикла.
В общем, я сделал картиночку, которая должна проиллюстрировать. Когда мотоцикл интенсивно тормозит (так, что заднее колесо чуть отрывается), на переднее колесо (точку касания с асфальтом) действуют две силы: сила реакции опоры и сила трения. У каждой из этих сил есть момент (крутящий), который пропорционален проекции этой силы на плоскость, перпендикулярную направлению на центр масс. Момент силы зависит только от расположения центра масс и от интенсивности торможения.
Если момент силы торможения больше момента силы реакции опоры, мотоцикл делает стоппи и, в особо тяжёлых случаях, хайсайд.
Так вот, вообразим себе два одинаковых мотоцикла, отличающиеся только расположением центра масс относительно переднего колеса (на самом деле, можно брать любые два мотоцикла, поскольку сила, с которой мотоцикл тормозит, пропорциональна массе, и массу можно из всех уравнений убрать).
Тогда моменты сил будут примерно такими:
И мотоцикл с розовым центром масс перевернётся, а с синим — нет. И следовательно, розовый уже превысил предел максимально эффективного торможения, а
синий может сильнее давить на тормоз, пока не заблокируется переднее колесо (для синего блокировка будет означать максимально эффективное торможение).
Кому это плохо понятно, проведите эксперимент.
Возьмите кирпич и попробовать его перевернуть, располагая различным образом на плоскости. Коэффициент трения у него один и тот же, масса одна и та же, ситуации отличаются только расположением центра масс относительно нижней передней грани (передняя — та, через которую кирпич переворачивается).
Для чистоты эксперимента можете потолкать через центр масс (т. е. давить на середину грани).
Что мы увидим? Если кирпич стоит на торце (самой маленькой грани) широкой гранью вперёд, он перевернётся легко. Но если его толкать вдоль средней грани (короткой вперёд), он не так легко перевернётся.
А если его положить плашмя, то он ни в какую не захочет переворачиваться, зато будет скользить (и придётся приложить бо́льшую силу, чтоб он заскользил).
Понятно, что физика мотоцикла посложнее, но в первом приближении процессы похожи.
Как-то так.
Добавлено спустя 12 минут 3 секунды:
P. S. Я не нарисовал силу тяжести на рисунке, потому что она не создаёт момента (проходит через центр масс).