Сказка о контррулении. Часть 2. Переходный процесс

У всех начинающих байкеров есть вопросы - спрашивайте их здесь, а мы попытаемся ответить ;)
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Eduard2
На форуме: 10 Лет 2 Месяцев 14 дней
Сообщения: 2,300
Зарегистрирован: Пт фев 27, 2015 18:09
Откуда: М.О.
Имя: Eduard
Мотоцикл: YAMAHA YZF1000R
Пол:

Re: Сказка о контррулении. Часть 2. Переходный процесс

#46 Сообщение Eduard2 »

Диполь уголсопротивления центробежной силы как правило должен быть ниже,т.е. мот не только сносит в сторону,а еще колеса и валы коленвала и КПП,стараются удержать мот в вертикальном положении!
Последний раз редактировалось Eduard2 Пт июл 10, 2015 22:48, всего редактировалось 1 раз.

Lurker-beta
На форуме: 16 Лет 3 Месяцев 23 дней
Сообщения: 4,968
Зарегистрирован: Вт янв 20, 2009 17:43
Род занятий: IT
Откуда: Москва
Имя: Алексей
Мотоцикл: Фазер 0.2633856 куб. попугая
Пол:
Контактная информация:

Re: Сказка о контррулении. Часть 2. Переходный процесс

#47 Сообщение Lurker-beta »

maxys146 писал(а):Проверял?
да
maxys146 писал(а):Обьясни.
а чего тут объяснять?
конус в одну стороны пытается повернуть, руль в другую.
maxys146 писал(а):Конус, принцип понятен, гуглите.
Ты хоть что-то можешь обьяснить или "все и так понятно"?
То, что гуглить надо не могу.
то, что принцип понятен, давайте сначала про конус.
про конус: а чего там надо объяснять? Чем принципиально отличается усечённый конус от левой\правой половины колеса? Ничем.
bonis писал(а):и процесс падения останавливается в тот момент, когда переднее колесо поворачивается на нужный угол внутрь поворота и стабилизирует падающую систему?
ага
TBX писал(а):И да, возможно прямолинейное движение наклонённого мотоцикла.
Диполь писал(а):Рад, что кто-то написал это до меня. И раз так, значит поворот мотоцикла все же определяется не наклоном, а именно поворотом руля. А наклон, как уже говорилось, - для равновесия.
Но не наклонённого цт! А я писал именно про наклон ЦТ, а не мотоцикла.
Диполь писал(а): Падение на бок и одновременно поворот руля до тех пор, пока руль не займет положение, задающее нужную траекторию, а мотоцикл не наклонится до угла, уравновешивающего действие несуществующей центробежной силы на данной скорости.
Падение на бок не может быть одновременным с поворотом руля в нужную сторону.
Какая сила завалит нас на этот бок?
Зачем усложнять и пытаться в системе уравнений подогнать 2 значения: угол поворота руля и наклон цт.
Если можно подогнать только наклон цт, и корректировкой рулём просто не давать ему уплыть.
Да по сути мы говорим об одном и том-же. Но твой способ сложнее для осознания.

Добавлено спустя 6 минут 25 секунд:
Eduard2 писал(а):а еще колеса и валы коленвала и КПП,стараются удержать мот в вертикальном положении!
не стараются, если силы уравновешены(гравитация\центробежная), то приложив ещё одну силу мы выведем систему из равновесия.
Колёса и валы придерживают мотоцикл... но только в переходных режимах.
Правда в данном контексте любой поворот является переходным режимом т.к. мотоцикл проворачивается в плоскости горизонта... но гироскопический эффект валом мал.
Гироскопический эффект колёс мал на низкой скорости.
А на высокой скорости мотоцикл просто медленно поворачивает.
Так что в основном этот эффект проявляется только при изменении наклона мотоцикла.
Последний раз редактировалось Lurker-beta Пт июл 10, 2015 22:58, всего редактировалось 1 раз.
Любой мотоцикл прослужит вам до конца жизни, если ездить на нём достаточно быстро.
Игнор лист:Bungle

Аватара пользователя
Диполь
На форуме: 13 Лет 11 Месяцев 9 дней
Сообщения: 17,190
Зарегистрирован: Чт июн 09, 2011 01:39
Откуда: Москва
Имя: Павел
Мотоцикл: Magna
Пол:

Re: Сказка о контррулении. Часть 2. Переходный процесс

#48 Сообщение Диполь »

tonX писал(а):я вот прочитал обе статьи и ни из одной из них не могу выделить месседж.
Кстати, вот тебе тезисы:

1. Поскольку при повороте мотоцикла для сохранения равновесия необходимо наклонять мотоцикл в сторону поворота, а наклон (исходя из велосипедной практики) достигается наклоном тела, возникло ошибочное представление, что мотоцикл поворачивается наклоном тела.

2. Поскольку контрруление осуществляется при создании усилия, поворачивающего руль в противоположную от поворота сторону, возникло не менее ошибочное представление, что толкание руля в противоположную от поворота сторону - это и есть контрруление.
Просто перепутали содержание процесса и действия с органами управления (как выше в моем примере с заведением машины)

3. Далее возникло третье ошибочное представление, что мотоцикл всегда поворачивается только контррулением.

4. На самом деле мотоцикл поворачивается рулем и уравновешивается в повороте наклоном, но создание нужного угла поворота руля и нужного наклона мотоцикла занимает время (переходный процесс).

5. Т.к. переходный процесс занримает время, при большой скорости движения мотоцикл отклоняется от нужной траектории - не вписывается в поворот. И чтобы решить эту проблему нужно либо поворачивать на маленькой скорости, либо ускорять переходный процесс.

6. Ускорение переходного процесса достигается различными техниками руления, в т.ч. и контррулением. Но о том, что это такое и почему это не просто нажатие на ручку со стороны поворота, а также о других техниках управления переходным процессом я пообещал рассказать в продолжении.
Последний раз редактировалось Диполь Пт июл 10, 2015 23:04, всего редактировалось 1 раз.
Настоящий 2-й номер - это девушка, которая всегда прикрывает твою спину в прямом и переносном смысле

Lurker-beta
На форуме: 16 Лет 3 Месяцев 23 дней
Сообщения: 4,968
Зарегистрирован: Вт янв 20, 2009 17:43
Род занятий: IT
Откуда: Москва
Имя: Алексей
Мотоцикл: Фазер 0.2633856 куб. попугая
Пол:
Контактная информация:

Re: Сказка о контррулении. Часть 2. Переходный процесс

#49 Сообщение Lurker-beta »

Диполь писал(а):уравновешивается в повороте наклоном
А с помощью какой силы, с опорой на какую точку происходит этот наклон?
Диполь писал(а):3. Далее возникло третье ошибочное представление, что мотоцикл всегда поворачивается только контррулением.
Предлагаю проверить на практике. Я принесу камеру.
Вы двигаясь точно на камеру совершите левый поворот с помощью руля(а не свешивания) без контруления.
Посмотрим на записи куда повернётся колесо в первый момент поворота.
Последний раз редактировалось Lurker-beta Пт июл 10, 2015 23:13, всего редактировалось 1 раз.
Любой мотоцикл прослужит вам до конца жизни, если ездить на нём достаточно быстро.
Игнор лист:Bungle

Аватара пользователя
Диполь
На форуме: 13 Лет 11 Месяцев 9 дней
Сообщения: 17,190
Зарегистрирован: Чт июн 09, 2011 01:39
Откуда: Москва
Имя: Павел
Мотоцикл: Magna
Пол:

Re: Сказка о контррулении. Часть 2. Переходный процесс

#50 Сообщение Диполь »

Lurker-beta писал(а):совершите левый поворот с помощью руля(а не свешивания)
Не совсем понял. Предлагается работать только рулем, а центр тяжести оставлять в вертикальном положении?
Последний раз редактировалось Диполь Пт июл 10, 2015 23:17, всего редактировалось 1 раз.
Настоящий 2-й номер - это девушка, которая всегда прикрывает твою спину в прямом и переносном смысле

bonis
На форуме: 12 Лет 6 дней
Сообщения: 141
Зарегистрирован: Пн май 06, 2013 23:16
Род занятий: ит
Откуда: Москва, СВАО
Имя: denny
Мотоцикл: нинка300 + юсф150 + пык750
Пол:

Re: Сказка о контррулении. Часть 2. Переходный процесс

#51 Сообщение bonis »

а что записывать? колесо повернется ровно туда же, куда повернется руль. они жестко связаны.
если при этом не создать наклона, каким-либо способом, то последует падение на сторону противоположную центру поворота.

mrValter
На форуме: 13 Лет 3 Месяцев 6 дней
Сообщения: 201
Зарегистрирован: Пн фев 06, 2012 12:25
Откуда: Москва
Имя: Александр
Мотоцикл: honda cb 600, versys 1000
Пол:

Re: Сказка о контррулении. Часть 2. Переходный процесс

#52 Сообщение mrValter »

Диполь писал(а):Рад, что кто-то написал это до меня. И раз так, значит поворот мотоцикла все же определяется не наклоном, а именно поворотом руля. А наклон, как уже говорилось, - для равновесия.
Диполь писал(а):2. Поскольку контрруление осуществляется при создании усилия, поворачивающего руль в противоположную от поворота сторону, возникло не менее ошибочное представление, что толкание руля в противоположную от поворота сторону - это и есть контрруление.
Паш, объясни. Вот меня учили, и я во время учения испытал на себе. Скорость до 24 км ч - куда рулишь, туда поворачиваешь. Скорость больше - контрруление - то есть толкание руля в противоположную сторону. Почему же толкание в противоположную сторону - это не контрруление?
Последний раз редактировалось mrValter Пт июл 10, 2015 23:39, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Michael13
На форуме: 12 Лет 11 Месяцев 17 дней
Сообщения: 1,736
Зарегистрирован: Ср май 30, 2012 19:15
Род занятий: Риски
Откуда: Москва
Имя: Михаил
Мотоцикл: F4i => Triumph Tiger 800 XCx
Пол:
Контактная информация:

Re: Сказка о контррулении. Часть 2. Переходный процесс

#53 Сообщение Michael13 »

mrValter писал(а):Паш, объясни. Вот меня учили, и я во время учения испытал на себе. Скорость до 24 км ч - куда рулишь, туда поворачиваешь. Скорость больше - контрруление - то есть толкание руля в противоположную сторону. Почему же толкание в противоположную сторону - это не контрруление?
Ждем третьей части...
Последний раз редактировалось Michael13 Пт июл 10, 2015 23:49, всего редактировалось 1 раз.
Любишь кататься? Люби и катайся!

mrValter
На форуме: 13 Лет 3 Месяцев 6 дней
Сообщения: 201
Зарегистрирован: Пн фев 06, 2012 12:25
Откуда: Москва
Имя: Александр
Мотоцикл: honda cb 600, versys 1000
Пол:

Re: Сказка о контррулении. Часть 2. Переходный процесс

#54 Сообщение mrValter »

Или это вторая часть идет для мотоциклистов со знанием физики?)) Надеюсь ЕГЭ в скором времени не предвидится? )

Аватара пользователя
Диполь
На форуме: 13 Лет 11 Месяцев 9 дней
Сообщения: 17,190
Зарегистрирован: Чт июн 09, 2011 01:39
Откуда: Москва
Имя: Павел
Мотоцикл: Magna
Пол:

Re: Сказка о контррулении. Часть 2. Переходный процесс

#55 Сообщение Диполь »

mrValter писал(а):Почему же толкание в противоположную сторону - это не контрруление?
Потому что есть еще один прием руления, где тоже руль толкают от поворота. Но это не контрруление.

Я не зря в исходном тексте привел пример с прыжками и приседаниями. Прыжки получаются путем отталкивания ногами от пола. Но неправильно говорить, что отталкивание ногами от пола - это и есть прыжок. Особенно с учетом того, что с помощью отталкивания можно не только прыгнуть, но и просто сделать приседание.

Точно так же контрруление действительно реализуется с помощью толкания руля от направления поворота, но не любое толкание руля от поворота вызывает контрруление. Возникновение контрруления зависит еще и от других факторов. И если их нет, то толчок руля запустит не контрруление, а третий способ поворота, о котором я позднее напишу.

Собственно, вся "сказка" задумана именно из-за этой путаницы. Из-за того, что люди ставят знак равенства "толчок от поворота" = "контрруление". На самом деле, толчок, как уже сказано, может реализовать два разных способа руления, и контрруление - только один их них. Оба способа быстрые, но контрруление быстрее. Часто люди используют второй способ (т.к. он проще и в большинстве случаев на ДОПах его хватает), но думают, что используют контрруление (ведь они руль толкают). В результате они не осваивают реальное контрруление. И если возникнет необходимость еще более резкого поворота или обруливания, они не справятся.
Последний раз редактировалось Диполь Сб июл 11, 2015 00:04, всего редактировалось 1 раз.
Настоящий 2-й номер - это девушка, которая всегда прикрывает твою спину в прямом и переносном смысле

Аватара пользователя
Billy.Bob
На форуме: 11 Лет 10 Месяцев 27 дней
Сообщения: 6,072
Зарегистрирован: Ср июн 19, 2013 09:15
Род занятий: Техцентр БМВ
Откуда: Мск, Замоскворечье
Имя: Вовка
Мотоцикл: ZX-6R + ST150
Пол:
Контактная информация:

Re: Сказка о контррулении. Часть 2. Переходный процесс

#56 Сообщение Billy.Bob »

Парни, вы такую муть частично пишите 8((((

Добавлено спустя 1 минуту 42 секунды:
Макс146 посмотри фотки с гранпри
Там прекрасно видно что мот в наклоне идёт с прямым рулём.
А в момент входа в поворот руль от поворота повернут, контррулением мот укладывают.
Последний раз редактировалось Billy.Bob Сб июл 11, 2015 00:19, всего редактировалось 1 раз.
- Ass, Gass or Grass nobody rides for FREE

bonis
На форуме: 12 Лет 6 дней
Сообщения: 141
Зарегистрирован: Пн май 06, 2013 23:16
Род занятий: ит
Откуда: Москва, СВАО
Имя: denny
Мотоцикл: нинка300 + юсф150 + пык750
Пол:

Re: Сказка о контррулении. Часть 2. Переходный процесс

#57 Сообщение bonis »

частично, уже не плохо :)

Аватара пользователя
Диполь
На форуме: 13 Лет 11 Месяцев 9 дней
Сообщения: 17,190
Зарегистрирован: Чт июн 09, 2011 01:39
Откуда: Москва
Имя: Павел
Мотоцикл: Magna
Пол:

Re: Сказка о контррулении. Часть 2. Переходный процесс

#58 Сообщение Диполь »

Billy.Bob писал(а):контррулением мот укладывают
Именно. Не поворачивают, а именно укладывают мот
Последний раз редактировалось Диполь Сб июл 11, 2015 00:22, всего редактировалось 1 раз.
Настоящий 2-й номер - это девушка, которая всегда прикрывает твою спину в прямом и переносном смысле

Lurker-beta
На форуме: 16 Лет 3 Месяцев 23 дней
Сообщения: 4,968
Зарегистрирован: Вт янв 20, 2009 17:43
Род занятий: IT
Откуда: Москва
Имя: Алексей
Мотоцикл: Фазер 0.2633856 куб. попугая
Пол:
Контактная информация:

Re: Сказка о контррулении. Часть 2. Переходный процесс

#59 Сообщение Lurker-beta »

Диполь писал(а):Не совсем понял. Предлагается работать только рулем, а центр тяжести оставлять в вертикальном положении?
Предполагается не свешиваться с мотоцикла.
bonis писал(а):а что записывать? колесо повернется ровно туда же, куда повернется руль. они жестко связаны.
Вопрос в том, куда повернётся руль в первое мгновение.
bonis писал(а):то последует падение на сторону противоположную центру поворота.
Не падение а наклон... который переходит в поворот.
Последний раз редактировалось Lurker-beta Сб июл 11, 2015 00:22, всего редактировалось 1 раз.
Любой мотоцикл прослужит вам до конца жизни, если ездить на нём достаточно быстро.
Игнор лист:Bungle

Аватара пользователя
tonX
На форуме: 10 Лет 9 Месяцев 6 дней
Сообщения: 234
Зарегистрирован: Вс авг 10, 2014 00:59
Откуда: Зеленоград
Имя: Алекс
Мотоцикл: сибер, винчик
Пол:

Re: Сказка о контррулении. Часть 2. Переходный процесс

#60 Сообщение tonX »

в общем залез я на нерусскую википедию и понял наконец что пытается донести до нас Паша (хотя может и неправильно, мой английский не сильно хорош):
1. поворотом в обратную сторону мы наклоняем байк в центр поворота.
2. потом по факту из-за наклона переднее колесо поворачивается к центру поворота, хотя в плоскости рамы, и по ощущениям водителя всё равно повёрнуто в обратном направлении. Пилоту для этого вообще делать ничего не надо, оно само переходит в режим stable lean (стабильный наклон?).
3. потом каким-то чудом совершается обратные процесс для выравнивания мотоцикла прямо.

ссылки:
вики https://en.wikipedia.org/wiki/Counterst ... r-p.1343-7
суровая ПДФка из американского журнала физики с кучей формул и графиков http://socrates.berkeley.edu/~fajans/pu ... ikeAJP.PDF

и со всеми этими бесценными знаниями сороконожка окончительно разучивается ходить.

Ответить