Пара слов о физике контрруления

Реальные истории из жизни мотоциклистов
Не стесняйтесь, расказывайте свои смешные или курьезные истории из мотожизни
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Mik
На форуме: 20 Лет 11 Месяцев 24 дней
Сообщения: 783
Зарегистрирован: Вт май 18, 2004 21:28
Откуда: Москва
Имя: Михаил Санфиров
Мотоцикл: XTZ 750 Super Tenere
Контактная информация:

#76 Сообщение Mik »

Физика у контрруления очень простая. Толкнув ручку руля в противоположную от поворота сторону, мы заставляем мотоцикл двигаться по дуге (колесо то повернуто), только в другую от поворота сторону и соответственно возникет центробежная сила (направленная наружу) которая и заваливает мотоцикл в сторону поворота. После чего стается только не мешать мотоциклу поворачивать ))
Те, кому нечего ждать, садятся в седло.
Их не догнать, уже не догнать.

Аватара пользователя
ПТИЦ
На форуме: 18 Лет 13 дней
Сообщения: 286
Зарегистрирован: Вт апр 24, 2007 13:47
Откуда: 71rus
Имя: Тимур
Мотоцикл: FZS1000

#77 Сообщение ПТИЦ »

Мик,это уже поняли фсе. Кстати ссылку на анимационную схему контрруления не у тебя на ФК кагда-то видел?
А мамент был затронут вообще другой. Неужели нихто внимания не обращал???

Аватара пользователя
MaKo
Чиловек с ружжём
Чиловек с ружжём
На форуме: 20 Лет 6 Месяцев 14 дней
Сообщения: 3,467
Зарегистрирован: Пн окт 25, 2004 15:23
Род занятий: Барыжащий дизайнер
Откуда: Москва
Имя: Александр Владимирович
Мотоцикл: любой
Пол:

#78 Сообщение MaKo »

ПТИЦ писал(а):ПТИЦ...стесняюсь спросить - что такое ТУПОЕ РУЛЕНИЕ на 180??...да **** с ним - на 100??...ну то-есть - технику объяснишь?...я вот технику контрруления могу объяснить, а руления - не очень...

Ну блииин... Проста РУЛЕНИЕ,как на скорости 10-20 км,куда руль повернул туда и передний колёс ушол. Но полезный рулящий эффект заканчиваецо сразу с началом завала мотика в поворот.
Простите за оффтоп, но попробовал повернуть руль на 120 - ничего не получилось, чуть не улетел в повороте... каюсь, было... давно...
Интересно, у кого получалось ПОВЕРНУТЬ руль на скоростях за 100?
Dura Lex sed Lex!

Аватара пользователя
pHoenix
На форуме: 20 Лет 24 дней
Сообщения: 4,223
Зарегистрирован: Ср апр 13, 2005 22:56
Откуда: Чертаново-Щербинка
Мотоцикл: 919-й и 954-й Фаеры | 400-я РФ-ка | 640-й Адвенчер (КТМ) | Эродин'13
Пол:

#79 Сообщение pHoenix »

ПТИЦ...не, друг мой, вот уж ****... :))) ...метод ТУПОГО РУЛЕНИЯ(с) я так подозреваю действительно существует, но если я правильно понимаю его технику - времени займет больше - "я так думаю"(с)...вообще - на площадке надо проверить, конечно, раз уж тема возникла, но я сомневаюсь...

Аватара пользователя
ПТИЦ
На форуме: 18 Лет 13 дней
Сообщения: 286
Зарегистрирован: Вт апр 24, 2007 13:47
Откуда: 71rus
Имя: Тимур
Мотоцикл: FZS1000

#80 Сообщение ПТИЦ »

Ды блин,вот не думал што такие сомнения вызовет. На площадке проверить трудно,если это канешно не подобие аэродрома. А про упомянутый момент наверно можно объяснение найти. Но опять повторяюсь. Именно короткий момент! Попробуйте на дороге объехать какую-небудь кочку-ямку,но в последнюю секунду. Руль "поворачивать" в прямом смысле не нада. Толкаешь слегка и все. А про объезд кочки - попробуйте! Скорее всего происходит следующее: при повороте руля по принцыпу контрруления переднее колесо сначала поворачиваецо наружу поворота и ДО НАКЛОНА мотика ВНУТРЬ поворота это самое колесо СНАЧАЛА направляет аппарат в свою сторону заодно уводя его немного в противоположную желаемой сторону. Речь о 20-30 см не более и то на протяжении долей секунд. А уже ПОСЛЕ этого мотик в наклоне едет туда куда наклонено ведущее заднее колесо. ХЗ как еще объяснить. Но реально заметил што даж с контррулением переднее колесо сначала немного уходит наружу поворота а уже патом вместе с наклоном матацыкла внутрь
Последний раз редактировалось ПТИЦ Чт янв 17, 2008 22:38, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
pHoenix
На форуме: 20 Лет 24 дней
Сообщения: 4,223
Зарегистрирован: Ср апр 13, 2005 22:56
Откуда: Чертаново-Щербинка
Мотоцикл: 919-й и 954-й Фаеры | 400-я РФ-ка | 640-й Адвенчер (КТМ) | Эродин'13
Пол:

#81 Сообщение pHoenix »

ПТИЦ ....О!...Родилось!!!...Это - очень просто проверить на сухом асфальте - намочи колеса, и посмотри след... :)))) ...даже объезжать ничего не надо!...

Ксантия
Психомотолог
На форуме: 19 Лет 11 Месяцев 3 дней
Сообщения: 5,529
Зарегистрирован: Ср июн 08, 2005 12:56
Откуда: Москва
Имя: Наталья
Мотоцикл: Хаябуса (моя красавица)
Пол:

#82 Сообщение Ксантия »

Господа, не так быстро, пожалуйста Изображение

Птиц, ты сейчас про что говоришь.....не про ту ли реакцию, ну когда что-то летит в лицо, а человек мгновенно реагирует на это (неосознанно) и выставляет руки, либо закрывает лицо ....ну а по теме, когда видишь что-то на дороге, то понятная реакция, это объехать его и опять же неосознанно толкаешь руль в сторону, кстати, я тоже заметила, что не сильно....хотя вот сила толчка все же зависит еще и от скорости движения....или вы не про это???? Изображение


про контрруление все верно, согласна....хотя если дальше продолжать "тереть" эту тему, можно начать сомневаться, а правильно ли все делается Изображение хотя, если есть люди, которым важно это знать, но еще не до конца поняли, тогда надо продолжать


ПыСы: и еще, большая просьба, разбивайте длинный текст на абзацы, а то сложно читать. Спасибо.
Да хранит нас Бог

Аватара пользователя
opossum
На форуме: 18 Лет 20 дней
Сообщения: 1,487
Зарегистрирован: Вт апр 17, 2007 16:10
Откуда: SPb=>Люберцы
Имя: Андрей
Мотоцикл: Tornado-50cc,YamahaFZX-750
Контактная информация:

#83 Сообщение opossum »

Я когда данная тема поднялась в первый раз тоже всё никак не мог понять,пока в повороте затяжном не обратил внимание на нагрузку на руки,при правом повороте получается что левой рукой какбы придерживаешь руль от дальнейшего поворота налево( а мотик лежит в правом повороте,заваливаясь вправо) и наоборот при левом получается что упираешся в руль правой рукой.И чем сильнее наклоняешь телом мотик в поворот тем больше нагрузка на левую руку.Но тут может быть я и ошибаюсь ,мотик у меня класика,да и повороты не на коленке прохожу максимум градусов до 55-70 закладываю( хотя **** его знает,со стороны на себя не смотрел,это так по ощущениям).Но то что при таком же манёвре, но на скоростях до 20 км руль наоборот, в сторону поворота "подламывает" это факт!

Аватара пользователя
opavelo
Yamahaвод
На форуме: 18 Лет 2 Месяцев 28 дней
Сообщения: 7,725
Зарегистрирован: Чт фев 08, 2007 20:47
Откуда: Солнцево
Имя: Павел
Мотоцикл: ДжиксерRRR rrr RR R
Пол:
Контактная информация:

#84 Сообщение opavelo »

Андрей, что то ты переборщил, ты хоть представляешь себе мот на 55-70 градусов положить? Относительно вертикали или горизонтали?

Изображение

Аватара пользователя
opossum
На форуме: 18 Лет 20 дней
Сообщения: 1,487
Зарегистрирован: Вт апр 17, 2007 16:10
Откуда: SPb=>Люберцы
Имя: Андрей
Мотоцикл: Tornado-50cc,YamahaFZX-750
Контактная информация:

#85 Сообщение opossum »

По транспортиру)))90 градусов это мотик вертикально,)))соответственно от горизонтали и писал)))Тот что у тебя на фото в градусах 20-25.Ну и писал соответственно ощущениям своим(ну конечно мне казалось что вообще на коленке еду,ну так написать это перебор,а вот 55-70 вроде как действительности соответствует,вторая цыфра уж точно!))))
Последний раз редактировалось opossum Вс янв 20, 2008 21:55, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
zaez
На форуме: 17 Лет 7 Месяцев 9 дней
Сообщения: 4,892
Зарегистрирован: Вс сен 30, 2007 23:43
Род занятий: ремонт (сварка) пластика (автобампера,мотопластик и тп)
Откуда: мск
Имя: Антон
Мотоцикл: BMW R1100S,ИМЗ М-61
Пол:
Контактная информация:

#86 Сообщение zaez »

тут очень наглядно







и там еще есть...
ай да я ))

Аватара пользователя
Byke
На форуме: 18 Лет 5 Месяцев
Сообщения: 4,290
Зарегистрирован: Пт дек 08, 2006 20:59
Род занятий: Телеоператор
Откуда: Космодром БАЙКонур
Имя: Серега
Мотоцикл: Honda XRV 750 Africa Twin RD07
Пол:

#87 Сообщение Byke »

Хм) а в чем проблема то контрруления, на 100-110 рулил на Вояже, с его дубовыми подвесками, на малых скоростях до 20-40 км работает атвротительно ,байк просто заваливается , т.к. нехватает героскопического эффекта на переднем колесе, и оно просто скручивается,....а вот выше все отлично,..... главное пребороть страх,того что давиш руль вправо, а байк поварачивает в лево.

самый кайф попробуйте на треке гденить летом,....управление одной рукой(без скоросного фанатизма),...в правый поворот входим,давим с нужным усилием на правю ручку от себя(левая рука поднята как в школе , когда просим "а можно можно выйти"), в момент выхода из поворота просто начинаем тянуть ручкуна себя правую правой рукои и плавно набираем скорость... ткой способ хорош тем что при повороте нагрузка только на одну руку, причем мот поворачивает, от вполне легкого давления. и все повороты проходятся более комфортно...естественно это только дял ровных дорог.

Аватара пользователя
Devil
На форуме: 16 Лет 7 Месяцев 23 дней
Сообщения: 1,464
Зарегистрирован: Пн сен 15, 2008 20:40
Откуда: Владимир
Имя: Роман
Мотоцикл: СиБеР продан.
Пол:

#88 Сообщение Devil »

До меня вот только после просмотра видео дошло,что такое контрруление.Оказывается я и раньше его использовал,но только на небольших скоростях.Незнаю как это можно делать на высоких.Сколько не пытался рассмотреть повороты в motoGp,нималейшего намека на эту технику. Видимо это делается настолько не заметно,что увидеть невозможно.Эх скоро лето,вот поконтррулим :D ,прощай мой пластик <_<

Аватара пользователя
Byke
На форуме: 18 Лет 5 Месяцев
Сообщения: 4,290
Зарегистрирован: Пт дек 08, 2006 20:59
Род занятий: Телеоператор
Откуда: Космодром БАЙКонур
Имя: Серега
Мотоцикл: Honda XRV 750 Africa Twin RD07
Пол:

#89 Сообщение Byke »

Devil

200-т килагромовый чем росмотопрома, поворачивается хоть двумя пальцами,...летом покажу на Африке)))

Добавлено спустя 6 минут 43 секунды:

Из книги Total Condrol


"Контрруление сводится к толканию от себя внутренней по
отношению к повороту рукоятки руля. Поначалу это кажется
странным, ведь тем самым руль поворачивается в сторону,
противоположную повороту. На самом деле, контрруление,
благодаря центробежной силе, действующей на мотоцикл,
заставляет его наклониться в сторону поворота.
Некоторые думают, что при контррулении переднее колесо
отклоняется от оси симметрии байка в сторону, противоположную
повороту. Это верно только для начального момента поворота из
вертикального положения. А вот, например, в медленных крутых
поворотах колесо при контррулении может по-прежнему смотреть
внутрь поворота.
Автомобили не опрокидываются в поворотах, поскольку имеют
вторую колею. Под действием центробежной силы центр тяжести
перемещается наружу поворота, и машина опирается на внешние
колеса. Если величина центробежной силы окажется слишком высокой, а коэффициент трения
поверхности достаточно большим, чтобы предотвратить скольжение колес, то машина может даже
перевернуться. Такое случается, как правило, с высокими автомобилями, типа джипов. У мотоцикла нет
второго ряда колес, поэтому при повороте руля его нужно наклонить в противоположную сторону. Для
наклона байка можно использовать центробежную силу - в этом и заключается принцип контрруления.
Вождение мотоцикла основано на равновесии. Когда байк наклоняется для поворота, на него начинает
действовать сила тяжести, стремящаяся уронить его на землю. Эта сила уравновешивается
центробежной силой, стремящейся опрокинуть байк в другую сторону. Когда мотоциклист свешивается,
то есть смещает тело внутрь поворота, он увеличивает рычаг, к которому приложена сила тяжести.
Благодаря этому система водитель-мотоцикл может противостоять большему значению центробежной
силы. Именно в свешивании и заключается секрет быстрого прохождения поворотов
профессиональными гонщиками.
Итак, контрруление приводит к наклону и повороту. Чем сильнее вы давите на руль, тем быстрее байк
наклоняется, чем дольше вы давите, тем больше угол наклона. Как только вы достигаете желаемого угла
наклона, вы перестаете давить на руль, и байк стабилизируется на траектории, благодаря выносу и
гироскопическому эффекту.

Рулите одной рукой
Я твердо убежден, что рулить нужно только одной - внутренней - рукой. Вы должны не только толкать,
но при необходимости и тянуть рукоятку руля. Я считаю, что прикладывать усилия обоими руками в
противоположных направлениях неизмеримо
труднее, чем одной.
Мой совет может показаться странным, но во
время занятий в ARC я заметил, что
большинству курсантов трудно проехать по
узкому коридору, если они рулят обеими
руками. Две руки как будто борются друг с
другом за право управлять мотоциклом.
Проблему легко заметить, если обратить
внимание на напряженные и зажатые руки
курсантов.
Этот вывод я сделал, когда просматривал
многочисленные видеозаписи занятий в моей
школе. Вскоре мне представился случай
проверить его на практике. Я занимался в
школе Фредди Спенсера, и никак не мог точно пройти один из поворотов трассы. Несколько раз я чуть
было не вылетал на обочину. Тогда я решил рулить в этом повороте только внутренней рукой. И все
немедленно изменилось! Я использовал привычную точку для входа в поворот и вылетел вовнутрь
поворота, потому что байк повернул неожиданно быстро. Фредди, еще раз прошу у тебя прощения. Я
был слишком увлечен процессом.
Как только я включил "руление одной рукой" в программу школы, мои курсанты стали демонстрировать
замечательные успехи. Они перестали заниматься армрестлингом сами с собой, и байки поехали как по
волшебству. Если мотоциклу не мешать, он начинает поворачивать быстрее и плавнее. На самом деле,
как только водитель перестает прикладывать усилия к внешней рукоятке руля, байк стремится
уменьшить радиус траектории. Теперь многим курсантам приходилось бороться с избыточной
поворачиваемостью. С течением времени они научились контролировать угол наклона в повороте с
помощью газа. Их траектории стали стабильнее и плавнее.
Позже один профессиональный автогонщик сказал мне, что они используют тот же метод во время
дождевых гонок. Они просто снимают одну руку с руля, чтобы не мешать покрышкам максимально
использовать сцепление с мокрой трассой.
При выходе из поворота, следует сделать то же самое, но с другой стороны. Например, для выхода из
правого поворота потяните на себя правую рукоятку или толкните от себя левую, и байк немедленно
встанет. Того же эффекта можно достичь открытием газа - скорость увеличится, а значит возрастет и
центробежная сила. Но для большей эффективности лучше использовать оба приема одновременно.
Итак, во время поворота на мотоцикл действует большое количество самых разных сил. К счастью,
некоторые из них облегчают нам жизнь, вроде гироскопической прецессии, которая обеспечивает
эффект подруливания. Запомните самое главное - чем эффективнее вы используете свое тело качестве
противовеса, тем меньшие усилия вам нужно прикладывать для руления и тем точнее вы прописываете
траекторию. Приемы, изложенные в этой книге, приводят именно этому."


вапче уч умная книженция , я распечатывал и выкатывался заново учиться ездить

Аватара пользователя
Pride
На форуме: 16 Лет 1 Месяц 7 дней
Сообщения: 6
Зарегистрирован: Пн мар 30, 2009 12:40
Откуда: Москва
Имя: Вадим
Мотоцикл: GL1800
Пол:

#90 Сообщение Pride »

Всем привет
Хотел бы тоже внести некоторую ясность по контррулению.
Явление хорошо знакомо всем инстинктивно.
В мотошколе объяснили процесс на практике.
На скоростях более 20-30 км/ч начинает проявляться ощутимый эффект гироскопа, как уже тут неоднократно упоминали - это когда вращающееся колесо старается сохранить свое прямолинейное движение.
Повернуть руль (т.е. повернуть ось вращения переднего колеса будет оч сложно, а при больших скоростях невозможно и крайне опасно)
Изменение направления движения и называется контррулением. Чтобы контррулить осознанно (а не инстинктивно) необходимо плавно слегка и дозируя усилие надавить на ручку руля параллельно земле с той стороны, куда собираемся менять направление (или поворачивать). т.е. если перестраиваемся влево или уходим в левый затяжной поворот, дозируя уисилия толкаем от себя параллельно земле левую ручку. Моц плавно наклоняется налево и траектория уходит туда же. радиус кривизны траектории зависит от силы давления на ручку руля.
можно поэкспериментировать на прямой сначала, делая небольшие перестроения. как тольок снимаете давление с руля моц принимает строго вертикальное положение. чем выше скорость, тем наклоны/возвраты моца более инертны. дозировать усилие на руль в зависимости от радиуса поворота или величины перестроения не сложно и зависит также от скорости движения.
Физика самого отклонения от траектории в контррулении - в разной кривизне (радиусе) мотопокрышек.
Радиус боковины покрышки меньше чем радиус ее центральной части. Т.е. при наклонении моца покрышка работает плечевой зоной с меньшим радиусом окружностти профиля, вырисовывая дугу.
Инстинктивно мы делаем тоже самое, тольок думаем что свешиваем тело в сторону поворота наклоняя моц, однако свешивая тело мы неосознанно давим на ручку руля в нужном направлении.
Для объезда препятнствия на скорости физика таже, но техника немного дуругая. в данном случае, оч важно быстро чуть отклонить моц для быстрого изменения траетории (но не большого изменения, т.е. чтобы объехать препятсвие достаточно поменять траеторию на неск десятков сантиметров, но быстро). в данном случае, необходимо резко свесится с моца в строну, обратную желаемому изменению тракетории, тем самым какбы отталкивая руль в сторону изменения траетории (но не поворачивая его!). в данном случае моц резко слегка (!!!) отклоняется от вертикали, изменяя направление движения в сторону наклона, т.к. моц встает на меньший радиус окружности профиля шины. далее быстрый возврат тела в исходное положение. также в другую сторону. можно комбинировать если надо змейкой объезжать препятствия.
Это как меня учили....

Ответить