Сэры и сэрихи,
стиснули зубы, терпим! Финишная прямая! Еще 2 поста. Может 3.)
Домонгольское зодчество древней Руси вокруг Москвы.
Продолжение.
Посты по теме домонгольского зодчества - на стр. 46, 48, 50.
Итого пройдено по теме домонгольского зодчества (в порядке от младшего - к старшему):
- Георгиевский собор (1230-1234), Юрьев-Польский Владимирской области.
- Рождественский собор (1220), Суздаль.
- Дмитриевский собор (1194-1197), Владимир.
- Церковь Покрова на Нерли (1165-1166), Боголюбово Владимирской области.
- Лестничная башня и арочный переход (в объеме дворца Андрея Боголюбского, ныне утраченного) (1158-1165), Боголюбово Владимирской области.
- Золотые ворота (1158-1164), Владимир.
- Успенский собор (1158-1160), Владимир.
---------------------------------
*- Монгольское нашествие на Русь - 1237-1238 и 1239-1241 гг.
Церковь Бориса и Глеба (Борисоглебская) (1152-?), с. Кидекша Владимирской области.

(Кидекша - село в 4 км от Суздаля.)
Борисоглебская церковь в Кидекше, наряду со Спасо-Преображенским собором в Переславле-Залесском, является самой ранней белокаменной постройкой Северо-Восточной Руси.
Древнейший памятник, положивший начало всему каменному зодчеству Северо-Восточной Руси.
Старше них - только Софийский собор в Великом Новгороде (1045-1052) и Софийский собор в Киеве (1017-1037).
(Новгородскому Софийскому собору - 970 лет (!), до него от Мск - жалкие 700 км... Планируем поездку!)
Борисоглебская церковь выстроена Ростово-Суздальским и Киевским князем Юрием Долгоруким. (Ростово-Суздальское - будущее Владимирское княжество, после переноса князем Андреем Боголюбским столицы из Суздаля во Владимир.)
Юрий Долгорукий выстроил церковь после захода на "повышение" - побывав князем Киевским (и изгнанным). Вернулся он из белокаменного Киева к себе, в Суздаль, и решил отгрохать не хуже - стартовал белокаменное зодчество у себя.
("Белокаменное дело" Юрия Долгорукого во Владимирском княжестве успешно продолжил сын - наследный князь Андрей Боголюбский, плотно застроивший княжество камнем: Боголюбский замок, церковь Покрова на Нерли, Золотые ворота, Успенский собор, Дмитриевский собор (в постах выше).)
Юрий Долгорукий выбрал Кидекшу в качестве места резиденции, поставив Палаты (деревянные) и белокаменную домовую Борисоглебскую церковь (в коммуникацию с богом и представительские функции князья вкладывались первостепенно). Всё обнёс валом - получилась крепость, выполнявшая еще и функцию КПП на входе в Суздаль по воде Нерли.
Про "белокаменность":

Скрытый текст
Белый камень - любой неблестящий белый камень (кроме мрамора и ракушечника), используемый в Средние века в строительстве. На Руси им был известняк.
Почему он?
Исторически, в Византии и Древнем Риме каменные постройки возводились из плинфы - тонкого обожженного кирпича. А древняя Русь многое заимствовала у христианской Византии, "Второго Рима".
На территории РФ есть постройки из плинфы, например, церковь Иоанна Предтечи в Керчи:
Белокаменность пришла на Русь из Западной Европы, где из белого камня с 10-11 вв. возводились наиболее знаковые постройки. Плинфа, будучи обожженной глиной, была дешевым обыденным и непрестижным строительным материалом.
Юрий Долгорукий пригласил на строительство зодчих из Галицко-Волынского княжества, соседствовавшего и имевшего технологии и культурные заимствования из Польского королевства, Литовского княжества. Европа! Галицкие зодчие, помимо материала, также принесли во Владимиро-Суздальское зодчество элементы европейских романского стиля и готики.
Анализ камня Владимиро-Суздальского зодчества показал, что его источник - мячковский геологический горизонт (окрестности современных сёл Верхнее и Нижнее Мячково Раменского района Московской области). Из мячковских каменоломен известняк и доставляли водным путем в Суздаль и Владимир - 500 км пути...
Юрий Долгорукий и его сын, Андрей Боголюбский, ввели "моду" на дорогое белокаменное строительство. Белокаменное зодчество стало "визитной карточкой" столичных Владимиро-Суздальского (Суздальского) и Московского княжеств. Из них оно распространилось на всю Русь.
Белокаменное зодчество символизировало мощь и величие княжеств, "задержавшись" на Руси до конца 15 века - одной из последних крупных построек стал Успенский собор Московского Кремля (1475-1479).
ПС. При строительстве белокаменных храмов использовалась т.н. полубутовая технология: из известняка возводились внешняя и внутренняя стены, внутреннее пространство заполнялось бутом - обломками камня, кирпича, булыжниками, заливаемые известковым раствором.
Церковь внешне сурова своей скромностью:
Она была исходно лишена орнаментного "наряда", колонн-пилястр и прочих "украшательств". Но аркатуры (ложные арки), аркатурный пояс (ажурный горизонтальный пояс на стенах), перспективный портал, ставшие одними из признаков Владимиро-Суздальского зодчества, - есть:
Изящества форм и декоративных красивостей во Владимиро-Суздальсвкую школу добавил Андрей Боголюбский. Эстет! (Точно - прозападник! И точно - брил бороды!)
У белокаменного зодчества есть недостаток - известняк хрупок и гигроскопичен, в следствие чего неспособен нести значительные несущие нагрузки, еще и отягощенные погодными температурными переходами через ноль. (Поэтому, постройки из известняка некрупные.)
И Борисоглбская церковь, будучи "холодной", в конце 16-начале 17 вв. рухнула: обрушились глава и своды. Обрушение и дефектные участки стен были разобраны и ...сложены заново. Однако целых известняковых блоков уже не хватило. Церковь переложили усечённо, она потеряла симметрию:

(Было - справа, стало - слева.)
(Также вместо полноценного светового барабана ("труба" с окнами под куполом) была возведена мелкая декоративная головка, свойственная для того времени.)
Первоначальный облик Борисоглебской церкви был как у систер-чёрч - Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском:
Церковь прошла разорение Батыем и заброшенность.
В конце 18 века рядом были возведены "зимняя" церковь (Стефаниевкая), колокольня, ограда, ворота.
Колокольня - наглядный представитель т.н. "падающих" башен:
Борисоглебская церковь ныне - музей.

(Росписи от 1913 года.)
Фрагменты фресок 12 в.:
Основание иконостаса:
Внутренний объем:

(Масштаб строения и элементов интерьера очень скромен. Православный размах и сусальность придут позже.)
Древнее граффити (в виде адамовой головы):

("Две кости и белый череп - вот моя эмблема..." - привычная визуализация христианского символа смерти и греховности человека. В Борисоглебской церкви нацарапана одна из визуализаций, характерных для средневековой Руси.)
————————-
Дальше: пост о Спасо-Преображенском соборе (1152-1156) Переславля-Залесского и, возможно, пост о Новгородском зодчестве.