Контрруление, что это такое и для чего оно нужно

У всех начинающих байкеров есть вопросы - спрашивайте их здесь, а мы попытаемся ответить ;)
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Eduard2
На форуме: 10 Лет 6 Месяцев 22 дней
Сообщения: 2,300
Зарегистрирован: Пт фев 27, 2015 18:09
Откуда: М.О.
Имя: Eduard
Мотоцикл: YAMAHA YZF1000R
Пол:

Re: Контрруление, что это такое и для чего оно нужно

#46 Сообщение Eduard2 »

Так и не понял,что такое контруление?,и как его связать со "свешиванием" своего веса на поворотак

Аватара пользователя
Диполь
На форуме: 14 Лет 3 Месяцев 12 дней
Сообщения: 17,190
Зарегистрирован: Чт июн 09, 2011 01:39
Откуда: Москва
Имя: Павел
Мотоцикл: Magna
Пол:

Re: Контрруление, что это такое и для чего оно нужно

#47 Сообщение Диполь »

studentmoto писал(а):в данном случае точка опоры постоянно немного смещена из-за постоянного усилия
Вот тут давай чуть подробнее.

Давай мы сначала определим ту самую "равновесную линию опоры".
Скрытый текст
Итак, мотоцикл стоит на двух колесах, каждое из которых образует на земле пятно (точку) контакта. Если мы соединим пятна контакта линиями, то получим прямую полосу, имеющую ширину пятен контакта (т.е. чуть шире сзади и чуть уже спереди) и проходящую от заднего пятна до переднего.

Теперь отвлечемся от данной полосы и посмотрим на действие сил. Я имею в виду ВСЕХ сил, перпендикулярных продольной оси мотоцикла (а если какая-то сила не перпендикулярна, то смотрим на ее проекцию, т.е. ее перпендикулярную составляющую). Тут будет и сила тяжести, и центростремительная (в повороте) и сила бокового ветра и все, что еще может действовать на мотоцикл. Все эти силы (вектора) складываясь образуют один вектор, имеющий некоторое направление. Причем направлен он в сторону земли, а луч, на котором лежит этот вектор, имеет всего два варианта - либо он проходит через упомянутую выше полосу (вектор направлен в полосу), либо не проходит (вектор смещен в сторону от полосы).

Если вектор не направлен в полосу, то равновесие мотоцикла нарушается и он падает набок (если только не изменить какую-то из сил). Но если вектор направлен в эту полосу, то никакие силы менять не нужно, они постоянны, а мотоцикл устойчиво стоит на своей траектории (которая и задает эти силы).

А теперь проведем линию через центр заднюю точку контакта и точку, где суммарный вектор сил пересекает плоскость земли. Так вот именно эта линия и есть "равновесная линия опоры".
Теперь посмотрим, как это работает
Скрытый текст
Управляя рулем (передним колесом) мы можем смещать точку контакта переднего колеса в сторону от этой равновесной линии.
Именно это ты описал в своем первом фрагменте:
1. руль повернули от нужного направления поворота, но наклон мотоцикла (а значит и направление суммарного вектора) не меняли
2. траектория переднего колеса слегка изменилась и его точка контакта сместилась в сторону от равновесной линии
3. как только это произошло, равновесие нарушилось и мотоцикл начал падать в сторону ОТ поворота колеса
4. сразу вслед за этим руль поворачивается в другую сторону - туда же, куда начал падать мотоцикл.
5. равновесие восстанавливается на новой траектории поворота, направленной в нужную сторону.

Это физика, которую невозможно обойти. Если точка контакта переднего колеса на равновесной линии, мотоцикл в равновесии. Если смещена - начинает падать и восстановить равновесие можно либо изменив траекторию переднего колеса вернуть точку контакта на линию, либо изменив силы вернуть линию к точке контакта.

Поэтому точка контакта не может быть "постоянно немного смещена". Даже с учетом того, что это не точки, а пятна.
Есть только два варианта
1 - либо смещение нарушает равновесие и тогда это твоя первая ситуация с кратковременным нарушением равновесия и я подписываюсь, что это и есть КР
2 - либо смещение не нарушает равновесие и тогда это вторая ситуация, но она совсем не такая, как первая, и ее нельзя называть тем же термином, что и первую.
А дальше кратко сформулируем обе описанных тобой ситуации
Скрытый текст
Первая ситуация
- изменение наклона и последующий поворот в нужную сторону за счет кратковременного выведения мотоцикла из равновесия путем смещения точки контакта переднего колеса от равновесной линии опоры в противоположную сторону.
Именно кратковременное выведение из равновесия (а вовсе не усилие на руле) является сутью ситуации (и метода КР).

Вторая ситуация
- постоянное сохранение равновесия за счет удержания точки контакта на равновесной линии за счет приложения к рулю усилия, компенсирующего его стремление "подвернуться". Причем в зависимости от конструкции мотоцикла, скорости и радиуса траектории, усилия может и не быть.
Именно недопущение нарушений равновесия (а вовсе не усилие на руле) является сутью ситуации.

А усилие на руле можно рассмотреть и в ситуации, когда у мотоцикла нарушена геометрия и его тянет в сторону. Для движения по прямой нужно прилагать усилие. Но едва ли ты начнешь сейчас убеждать нас, что существует "контрруление, как метод движения по прямой".
Ну и резюме:
Разные ситуации с разной сутью. Соответственно, называть одним термином нельзя.
Последний раз редактировалось Диполь Вс окт 04, 2015 11:29, всего редактировалось 2 раза.
Настоящий 2-й номер - это девушка, которая всегда прикрывает твою спину в прямом и переносном смысле

Savinoff
На форуме: 10 Лет 6 Месяцев 20 дней
Сообщения: 13
Зарегистрирован: Вс мар 01, 2015 22:05
Откуда: Moscow
Имя: Алексей
Мотоцикл: FZ6
Пол:

Re: Контрруление, что это такое и для чего оно нужно

#48 Сообщение Savinoff »

А Twist of the Wrist что никто не смотрел ? Там целый эпизод про КР.

Аватара пользователя
Eduard2
На форуме: 10 Лет 6 Месяцев 22 дней
Сообщения: 2,300
Зарегистрирован: Пт фев 27, 2015 18:09
Откуда: М.О.
Имя: Eduard
Мотоцикл: YAMAHA YZF1000R
Пол:

Re: Контрруление, что это такое и для чего оно нужно

#49 Сообщение Eduard2 »

Диполь нашёл видео в инете,в котором МАЛО СЛОВ,больше практике, "контрруление",-это "толкания руля не на себя,а от себя",- спортбайк и поворачивает и одновременно наклоняется в сторону нужного поворота
Последний раз редактировалось Eduard2 Вс окт 04, 2015 12:09, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Диполь
На форуме: 14 Лет 3 Месяцев 12 дней
Сообщения: 17,190
Зарегистрирован: Чт июн 09, 2011 01:39
Откуда: Москва
Имя: Павел
Мотоцикл: Magna
Пол:

Re: Контрруление, что это такое и для чего оно нужно

#50 Сообщение Диполь »

Eduard2 писал(а):"толкания руля не на себя,а от себя",- спортбайк и поворачивает и одновременно наклоняется в сторону нужного поворота
Замечательно. Это толкание ручки со стороны поворота (т.е хочу повернуть вправо - толкаю правую ручку от себя). Так?
Последний раз редактировалось Диполь Вс окт 04, 2015 12:11, всего редактировалось 1 раз.
Настоящий 2-й номер - это девушка, которая всегда прикрывает твою спину в прямом и переносном смысле

Аватара пользователя
Eduard2
На форуме: 10 Лет 6 Месяцев 22 дней
Сообщения: 2,300
Зарегистрирован: Пт фев 27, 2015 18:09
Откуда: М.О.
Имя: Eduard
Мотоцикл: YAMAHA YZF1000R
Пол:

Re: Контрруление, что это такое и для чего оно нужно

#51 Сообщение Eduard2 »

Диполь судя по видео ДА(см.видео: внимательно посмотри практическое управление одним пальцем)
Последний раз редактировалось Eduard2 Вс окт 04, 2015 12:13, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Диполь
На форуме: 14 Лет 3 Месяцев 12 дней
Сообщения: 17,190
Зарегистрирован: Чт июн 09, 2011 01:39
Откуда: Москва
Имя: Павел
Мотоцикл: Magna
Пол:

Re: Контрруление, что это такое и для чего оно нужно

#52 Сообщение Диполь »

Eduard2 Отлично. А если я не толкаю ручку со стороны поворота от себя, а тяну противоположную ручку к себе, то это уже не контрруление?
Последний раз редактировалось Диполь Вс окт 04, 2015 12:16, всего редактировалось 1 раз.
Настоящий 2-й номер - это девушка, которая всегда прикрывает твою спину в прямом и переносном смысле

Аватара пользователя
Eduard2
На форуме: 10 Лет 6 Месяцев 22 дней
Сообщения: 2,300
Зарегистрирован: Пт фев 27, 2015 18:09
Откуда: М.О.
Имя: Eduard
Мотоцикл: YAMAHA YZF1000R
Пол:

Re: Контрруление, что это такое и для чего оно нужно

#53 Сообщение Eduard2 »

Диполь
Отлично. А если я не толкаю ручку со стороны поворота от себя, а тяну противоположную ручку к себе, то это уже не контрруление
Зачем изобретать "велосипед" , техника управления уже давно придумана!,осталось освоить!
Вот я почему не мог понять: "почему у меня руки болят от скоростных покатушек",руль не клинет,а руки устают!(извиняюсь,я не давно на спорте :blush2: ,я после мотокросса!
Последний раз редактировалось Eduard2 Вс окт 04, 2015 12:23, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Виталий
На форуме: 17 Лет 11 дней
Сообщения: 19,444
Зарегистрирован: Пн сен 08, 2008 01:42
Род занятий: Автомобильное оборудование
Откуда: Москва, Алексеевская
Имя: Виталий
Мотоцикл: Yamaha MT-03 (660) продал
Пол:
Контактная информация:

Re: Контрруление, что это такое и для чего оно нужно

#54 Сообщение Виталий »

Eduard2 писал(а):почему у меня руки болят от скоростных покатушек"
За руль нужно не держаться, а держать его
Последний раз редактировалось Виталий Вс окт 04, 2015 12:48, всего редактировалось 1 раз.
Инфа стопроцентная!

Аватара пользователя
Eduard2
На форуме: 10 Лет 6 Месяцев 22 дней
Сообщения: 2,300
Зарегистрирован: Пт фев 27, 2015 18:09
Откуда: М.О.
Имя: Eduard
Мотоцикл: YAMAHA YZF1000R
Пол:

Re: Контрруление, что это такое и для чего оно нужно

#55 Сообщение Eduard2 »

Виталий писал(а):За руль нужно не держаться, а держать его
мало катался,ещё не привык к посадке "лёжа на баке"!,хотя сидя прямо - не держась за руль вообще поехал уверенно сразуже!
Последний раз редактировалось Eduard2 Вс окт 04, 2015 12:52, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
studentmoto
На форуме: 10 Лет 1 Месяц 21 дней
Сообщения: 1,458
Зарегистрирован: Вт июл 28, 2015 13:02
Род занятий: Мотошкола
Откуда: moscow
Имя: sergey
Мотоцикл: XT727Z Tenere
Пол:
Контактная информация:

Re: Контрруление, что это такое и для чего оно нужно

#56 Сообщение studentmoto »

Диполь писал(а):
Ну и резюме:
Разные ситуации с разной сутью. Соответственно, называть одним термином нельзя.
Паша, ты сам себя перемудрил, кмк:)
ок, спорить не буду. хотя бы потому, у нас терминология разная. такие вещи как, например, "равновесная линия опоры" мой мозг категорически не приемлет/ ибо ее попросту не существует. к чему ты придумал это? для людей, знакомых с физикой, это выглядит нелепо:(
когда мотоцикл находится в наклоне, то он едет по кругу и на него, помимо прочих сил, начинает действовать центробежная сила, которая пытается его выпрямить, и поэтому и приходится прикладывать некоторое услилие, чтобы держать его в наклоне, я это попытался тебе объяснить на примере действия бокового ветра.
а вообще, рекомендую, не пожалеть полтос баксов и скачать замечательную книгу, где это все разжевано простым и доступным языком
http://www.amazon.com/Motorcycle-Dynami ... 1430308613
Последний раз редактировалось studentmoto Вс окт 04, 2015 15:57, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
TBX
На форуме: 11 Лет 12 Месяцев 3 дней
Сообщения: 5,504
Зарегистрирован: Чт сен 19, 2013 10:38
Откуда: Химки
Имя: Александр
Мотоцикл: gsx-r #50cc -R.I.P.=> Aprilia rsv 100cc
Пол:

Re: Контрруление, что это такое и для чего оно нужно

#57 Сообщение TBX »

Диполь писал(а):Причем в зависимости от конструкции мотоцикла, скорости и радиуса траектории, усилия может и не быть.
Паш, а можно пример мопеда, на котором не нужно усилия на руле чтобы удерживать его в наклоне в повороте?
Последний раз редактировалось TBX Вс окт 04, 2015 16:26, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Ш-Ш-Ш
На форуме: 18 Лет 3 Месяцев 21 дней
Сообщения: 7,194
Зарегистрирован: Чт май 31, 2007 18:05
Род занятий: Обучение и воспитание детей
Откуда: Москва-Успенское
Имя: Дарья
Мотоцикл: Новый Красивый Голубой
Пол:

Re: Контрруление, что это такое и для чего оно нужно

#58 Сообщение Ш-Ш-Ш »

Господа теоретики, а может вы перейдете к практике?)) жаль, холодно уже. А то такой спор затеяли))) возьмёте кого- нибудь и научите? Кого из вас поймут, тот и прав))
Обещать - не значит жениться

Savinoff
На форуме: 10 Лет 6 Месяцев 20 дней
Сообщения: 13
Зарегистрирован: Вс мар 01, 2015 22:05
Откуда: Moscow
Имя: Алексей
Мотоцикл: FZ6
Пол:

Re: Контрруление, что это такое и для чего оно нужно

#59 Сообщение Savinoff »

А зачем учить, если байкер ездеет на скоростях больше 15км/ч и как то поворачивает, он полюбому применяеи КР , т.к. подругому заставить байк отклониться от прямолинейного движения нет.

Аватара пользователя
Ш-Ш-Ш
На форуме: 18 Лет 3 Месяцев 21 дней
Сообщения: 7,194
Зарегистрирован: Чт май 31, 2007 18:05
Род занятий: Обучение и воспитание детей
Откуда: Москва-Успенское
Имя: Дарья
Мотоцикл: Новый Красивый Голубой
Пол:

Re: Контрруление, что это такое и для чего оно нужно

#60 Сообщение Ш-Ш-Ш »

Savinoff. Следовательно, все, кто ездят на байках, делают это))) осознано или нет, но умеют. Верно?
Последний раз редактировалось Ш-Ш-Ш Вс окт 04, 2015 17:02, всего редактировалось 1 раз.
Обещать - не значит жениться

Ответить