как мы проводим время с момента открытия двери до торможения:
1. Заметить опасность («бл… дверь!!!»),
2. Принять решение о способе реакции на опасность, («Объезжаем/уклоняемся», «Тормозим», «Моргаем, бикаем и орем в надежде, что закроется дверь»,
3. Предпринять действия согласно решения (Рулевая колонка повернулась на несколько градусов, тормозные колодки проделали свой короткий путь к диску, палец нащупал и нажал кнопку, а рот — открылся)
4. Дождаться начала изменения ситуации после действий (Мотоцикл НАЧАЛ менять траекторию, тормозить или дверь — закрываться)
Время на каждое из действий измеряется долями секунд. Причем временем по п.п 1, 3 и 4 мы не вольны управлять, т.к. они зависят от наших индивидуальных психо-эмоциональных характеристик, характеристик мотоцикла и окружающей обстановки. А время в п. 2 мы можем управлять очень и очень ограниченно.
Это я не с потолка взял, вот, например, формулы и методики расчета тормозного пути и скорости, который проводит экспертиза ГИБДД и МВД при разборе реальных ДТП:
S0 = S1 + S2 +S 3+ S4 = (t1 + t2 + 0,5 t3 ) Va + Va/2j
где:
S0 — путь автомобиля с момента начала реагирования водителя на опасность до остановки (остановочный путь)
S1 + S2 +S3+ S4 — пути автомобиля за промежутки времени t1, t2, t3, t4
t1 — время реакции водителя, 0,8с.
t2 — время запаздывания гидравлического тормозного привода, выбирается 0,2с.
t3 — время нарастания замедления, 0,3с.
t3 — время на полную остановку
Если применить это к мотоциклу и свести в таблицу, выглядит так:
Для наглядности можно считать в машинах в пробке. На фото, прямоугольниками, я условно отразил открытую дверь автомобиля, до которой можно успеть остановиться при движении с разными скоростями:
Нормальному человеку нужно примерно 0.7 секунды, чтобы распознать опасность на дороге. Чтобы с момента распознания осуществить торможение за счет рефлексов, необходимо около 0.3 секунды.
С затратой 0.7 секунды на распознание опасности ничего нельзя сделать, но вот уменьшить 0.3 до 0.1 сек. вполне реально. Для этого достаточно ездить с постоянной готовностью затормозить еще и передним тормозом – положите два пальца на рычаг, и мозг машинально даст команду нажатия при возникновении угрозы. Благодаря такому приему можно сохранить для себя примерно три метра – возможно спасительной для вас дистанции.
Путем долгих исследований, инженерами-конструкторами было установлено, что на сухом дорожном покрытии человек со средними показателями способностей может безопасно осуществить торможение мотоцикла с отрицательным ускорением около 4.57 м/с². К примеру, профессиональные мотогонщики при грамотном торможении создают отрицательное ускорение около 1 g, что приравнивается к 9.75 м/с². Конечно же, к такому показателю обычному человеку (любителю) практически невозможно дойти, так как для этого нужны профессиональные тренировки. Но при тщательной практике на дороге вполне возможно достигнуть показателя отрицательного ускорения в 6 м/с². Ну а если постоянно держать палец на ручке переднего тормоза, то экономится еще три спасительных метра.