denis72008 писал(а):Добрый день! Я только учусь ездить на мотоцикле, и хотел бы спросить у бывалых, как правильно входить в повороты и осуществлять наклоны? Заранее благодарен.
Друх, не слушай их! Лучше переходи к нам на темную сторону силы!
Раз вопрос свой ты задаешь зимой, я шепну тебе два слова про зимнее катание, далекое от гламура и безопасное, как прогулка с девушкой по парку, но почти такое же приятное.
Ты спрашиваешь только про повороты, поэтому сделаем вид, что разгоняться ты уже умеешь. Опустим скучные стадии трогания, разгона и т.п. Представь, что ты уже несешься к намеченной точке торможения по относительно ровному и скользкому покрытию типа льда или укатанного снега (не будем пока поминать какие-нибудь рыхлые какахи или волны размером с "Девятый вал" Айвазовского). Ты стоишь на подногах в нейтральной позиции, пятками с нереальной силой сжимаешь раму, по возможности придерживаясь и коленками за седло, борода твоя находится примерно над рулем, локти умеренно растопырены, поясница чуть согнута, ты по возможности расслаблен, газ откручен до отказа, ветер шарашит в лицо, пейзаж мелькает, как уходящая молодость, а вдали уже виднеется твой поворот - пусть он будет левый.
Сперва ты проезжаешь первую намеченную точку торможения - газ при этом держишь полностью открытым, потому что сразу понимаешь, что сначала намеревался тормозить на два парсека раньше, чем нужно, а если незачем тормозить, незачем и отпускать газ. Потом ты проезжаешь вторую намеченную точку торможения - тебе-то уже кажется, что пора тормозить, но на самом деле надо только крепче сжать булки, терпеть и топить, потому что затормозив сейчас, ты будешь потом докатываться до поворота, а хуже этого ничего нет. Топишь, пока не сделается страшновато - тогда чуть приотпускаешь газ, но все равно гонишь, пока не станет еще страшнее. И только когда в груди застывает абсолютный холод, а в бронетруселях образуется подозрительное тепло, ты начинаешь действовать. Дальше, если покрытие более-менее ровное, а поворот нежелательно проходить стоя, выполняешь следующий букет пируэтов. Начинаешь переводить тело в заднюю стойку, бросаешь газ, переносишь палец на тормоз и выбираешь его свободный ход, к этому моменту ты окончательно свешиваешься назад и начинаешь давить на задний и передний тормоза и лихорадочно сбрасываешь передачи, мягко подрабатывая сцеплением. Хорошо, если твои боты достаточно гибкие и позволяют пользоваться задним тормозом, держа правую пятку на подножке; но возможно, тормозить придется всей ногой, балансируя на одной только левой пятке, - а ведь еще передачи переключать надо. На торможении передним тормозом желательно работать аккураточно, а зад можно и подблокировать. Скорость до безопасной ты все равно погасить не успеешь - просто в какой-то момент подлетишь к точке невозврата, когда либо поворачивать, либо хреначить прямо - тут ты бросаешь тормоза, выдергиваешь себя из задней стойки и, постаравшись не наступить при этом на правую педальку, плюхаешься прямо на бак, причем так далеко, что заливная горловина мопеда может не повышая голоса сказать "привет" твоим первичным половым признакам, сжавшимся до размера финика. При этом внутреннюю по отношению к повороту ногу (в нашем случае, левую) ты вытягиваешь вперед, а внешней (правой) изо всех сил упираешься в подножку - упираешься так, что почти и не сидишь на седле, а буквально делаешь упражнение "пистолетик". Сесть тоже надо по-особенному: слегка развернувшись и свесившись - но не как на спортачах (с которых свешиваются в сторону поворота), а совершенно наоборот. Поворот у тебя левый - стало быть, ты разворачиваешься по диагонали налево и садишься на левую булку, в то время как твое правое полужопие проветривается в воздухе; так и ногу легче держать на весу, и туловище сразу принимает правильный околовертикальный угол, и в правую подножку легче упираться - а упираться в нее надо так, будто она последнее, что держит тебя от падения. И это, что характерно, правда! И теперь самое главное: в момент, когда ты уперся правой пяткой в подножку, левую вытянул вперед, "финик" услышал адресованное ему тихое приветствие, и ты занимаешь вышеописанное положение "по диагонали", правым коленом ты автоматически подламываешь мапет налево на самый что ни на есть нужный угол - это и есть вход в поворот.
Если ты все правильно сделал, то момент прекращения сноса переднего колеса наступит раньше, чем ты вылетишь на внешнюю обочину. В эту секунду ты открываешь газ, моцыль забрасывает задницу и пишет поворот в нарядном скольжении. По мере приближения к выходу из поворота, газ открывается все сильнее, мапет совершенно охреневает от счастья и, неприлично виляя задом, выстреливает вперед.
Если газ был открыт недостаточно решительно, посадка оказалась недостаточно смещена вперед, да еще и с рулем ты чего-нибудь понамудрил, возможен эксцесс в виде срыва переднего колеса при котором передок уплывает наружу поворота, а то и начинает подламываться - в последнем случае можно коротко топнуть внутренней ногой по дороге, чтобы восстановить равновесие, после чего сразу вытянуть ее обратно вперед. Бывает, что гашетка была придавлена наоборот чересчур щедро, и тогда мапет пытается ехать задом наперед - в этом случае проще всего чуть прижать сцепу - попа тут же вспомнит свое место и станет послушной. В принципе, занос можно прекратить, прикрыв газ - только это более грубое действие, а грубое обращение тут нежелательно: даже на льду от заноса до хайсайда - как от любви до ненависти, а уж на твердом покрытии шансы получить мощный пинок пугающе осязаемы.
Вот, общем-то, и все - на первый взгляд не особенно сложно. Но есть ряд нюансов, на которые необходимо обращать внимание. Деталей этих достаточно много, и всегда найдется что-нибудь, о чем ты на этот раз позабыл. Итак:
1. Взгляд. Никогда не смотреть под колесо, особенно если оно поскальзывается, закапывается в колее или еще как-то пугающе себя ведет. Никогда не смотреть на внешнюю обочину - особенно, если тебя туда уносит. Это тривиально - но все с этим лажаются поголовно. Смотришь вниз - считай, выбираешь, куда будешь приземляться. Всегда смотреть на выход из поворота, причем взгляд не опускать, а стараться таращиться по линии, находящейся на высоте собственной каски. Колеи, по которым хочешь проехать, обочины, о которые хочешь опереться, и (.Y.) болельщиц видеть надо, но воспринимать их необходимо только периферическим зрением.
2. Руки. Старательно, гипертрофированно топырить локти, особенно внешний (в нашем случае, правый). Тебе должно казаться, что предплечья и локти у тебя карикатурно задраны и вынесены вперед, будто ты танцуешь лезгинку. В реале оба локтя должны быть впереди туловища и выше руля, причем кисти должны держать грипсы сверху, а не сзади, поворачивающися руль не должен упираться в ладони. Кстати, идея не обнимать грипсы пальцами, а только прихватывать ручки несомкнутой горстью, как тут отмечал Андрей - это очень полезное дело. Целей у такого положения рук две. Во-первых, только при таком положении локтей твое туловище будет балансировать независимо от руля (то есть ты сможешь кренитсья влево-вправо-вперед-назад, не воздействуя на рукоятки). А, во-вторых, руль сможет сам искать себе дорогу, не встречая препятствия в виде твоей окоченевшей от напряжения тушки (которую, кстати, надо все-таки стремиться расслабить). В итоге ты получаешь чистый руль, который можешь осознанно контролировать, не передавая на него паразитные воздействия, позволяя ему самостабилизироваться в нужный момент (при отработке неровностей) и блокируя его самостабилизацию в ненужный момент (когда зад пошел в желанный занос, а передок в союзе с твоими автомобильными инстинктами начал пытаться спрямить траекторию, одновременно выкатываясь наружу поворота). Если ты не будешь постоянно следить за локтями, руки будут висеть и упираться в рукоятки сзади, мешая мотоциклу выбирать траекторию - тогда в каждом пугающем повороте ты станешь подсознательно наваливаться на руль, особенно налегая на внутреннюю ручку - в итоге ты будешь незаметно отруливать на внешний радиус, мот будет еще сильнее наклоняться засчет контрруления, ты будешь еще сильнее бояться и еще сильнее наляжешь на ручку - и так до тех пор, пока передок не поскользнется, и ты либо тут же в повороте разложишься, что обидно, либо вылетишь с дороги - что больно. Если же в стрёмной ситуации ты тянешь локти вверх, ты все равно с испугу пригнешься и двинешь плечом, но поднятый локоть проглотит это паразитное движение и не передаст его мотоциклу. Заметь, кстати, что при описании входа в поворот я ни слова не сказал о рулении, контррулении и прочей мути, которая, по мнению общественности, является чем-то там единственным и т.п. На самом деле, рулить, конечно, надо, но в нужное время, в нужном месте и, главное, в меру. Скажем, на входе в поворот на неровном или скользком покрытии активное воздействие на руль только помешает переднему колесу аккуратно выбрать себе траекторию и может спровоцировать его срыв. Так что в этот момент лучше оставить в покое руль, позволив колесу спокойно заниматься своими делами, и сконцентрироваться на важном (ногах, локтях, взгляде, газульке). А вот посреди поворота в момент, когда заднее колесо наконец пошло в занос, тебе как раз может понадобиться вполне осознанный небольшой доворот руля ВНУТРЬ поворота, чтобы занос этот тут же не прекратился - этот момент надо почувствовать и не пугаться его. А уж толчком руля ты это сделаешь или тягой - это вообще от лукавого.
И еще про руки: в повороте никогда не держи пальцы на рычаге переднего тормоза - не потому, что с перепугу ты можешь случайно жмакнуть по нему, хотя это, конечно, возможно, но главным образом потому, что это нереально мешает аккуратно дозировать газ. Многие рассуждают о том, что тормоз позволяет им наоборот придерживать кисть от резкого рывка - их право. Но я убедился на собственном опыте и на примере многих своих знакомых, что палец на тормозе закрепощает запястье и снижает точность педалирования. На прямой же палец на тормозе - вещь обычная. В спорте он, вообще говоря, не очень нужен, а вот при городской езде необходим. Но и в городе правило железное: оттормозился, подъехал к повороту - убрал палец с тормоза; повернул, выехал на прямую - пожалуйста, берись за тормоз снова. Со сцеплением все наоборот: держать на нем палец в повороте вполне можно. Левый грипс не крутится, так что большого вреда от этого не будет (разве что провоцируется не совсем удачный изгиб запястья), зато в случае какой-то неприятности ты всегда сможешь подтравить рычаг, не тратя время на перенос пальцев.
3. Ноги. Внутренняя нога не должна шаркать земле (все равно будет шаркать, чего уж там, но с этим надо всемерно бороться). Кажется, что чем нога ниже, тем быстрее ты сможешь подставить ее, "есичё". В действительности это приводит к попытке скрести ногой по земле, что дестабилизирует мот, плюс ухудшает развесовку (ногу-то мы вытягиваем как раз для того, чтобы дополнительно загрузить переднее колесо и максимально уменьшить его снос), плюс есть маза в какой-то момент остаться без ноги, наехав на нее задним колесом или воткнувшись ею в грунт. Поэтому ногу надо держать прямо, а если мот начал вдруг заваливаться, ею можно кратковременно топнуть по земле для восстановления равновесия. Заметь, не шаркнуть, проехав какое-то время на ноге, а именно топнуть, оттолкнувшись от поверхности и снова вытянуть ногу стрункой. Если же ты пытаешься опираться на ногу при заносе задницы, то помимо ухудшения развесовки, риска разнести ногу о камень или зацепиться за кочку/канавку, есть неиллюзорный шанс сесть на шпагат и порвать себе зад. Что касается внешней ноги, то не будет преувеличением сказать, что на ней ты и должен ехать! В повороте ослабишь давление на подножку - упадешь, потому что обопрешься о руль. Рассядешься в седле вместо упирания в подножку - упадешь, потому что повысишь центр тяжести. При прохождении поворота в стойке наступишь случайно на внутреннюю подножку вместо внешней - и упадешь, потому что естественный отбор неумолим. Если мот вдруг понесло в повороте, встань изо всех сил на внешнюю подножку - увидишь фокус. Но к сожалению, на скользком падения, вызванные отсутствием давления на подножку, - мгновенные. Сто раз ты проехал по этому месту с той же и даже большей скоростью - и всё было чики-пики. А тут расслабился, развалился на лавке - и опа... Короче, переоценить важность давления на внешнюю подножку нельзя - можно только как мантру повторять: в повороте пяткой давлю на внешнюю подножку, коленом - на бак.
Что до вопроса о том, какой частью стопы опираться о подножку, я хотел бы дополнить уважаемого roms'а. Учат действительно по-разному. Имхо, обе школы имеют право на существование. Скажем, в стойке я опираюсь о подножки передней третью стопы - по одной единственной причине: это позволяет мне сжимать мот не только пятками, но и внутренней поверхностью голени, что для меня важно, потому что при росте 2 метра у меня, мильпардон, между ног оказывается слишком мало мотоцикла, и стойка "враскоряку" получается немного расхлябанной. С другой стороны такая постановка стоп осложняет для меня переключение передач и пользование тормозом, так что я, наверное, переучусь стоять на подножках основанием каблука и разводя носки. Тренер мой меня к этому склоняет в грубой форме (опять, - грит, - как целка коленки сжал и застрял посреди мота, что твой дурак на заборе; встань по человечески - нормально поедешь). Также знаю о человеке, который прыгнул трамплин в такой стойке, не переставив ноги на каблуки - на приземлении порвал себе икроножную. Сидя же я вообще не заморачиваюсь с положением ног, но в основном упираю под каблук, потому что в толстенном кроссовом боте трудно понять, какой частью подошвы ты уцепился за подногу, а каблук - он и в Африке каблук, им зацепился - и нормуль. С другой стороны, америкосы поголовно катают, стоя почти на пальцах, а америкосы знают толк в мотокроссе. Если меня когда-нибудь будет учить американ, он шепнет мне тайную технику удобного стояния на пальцах - и я опять переучусь :)
Для спортбайка, насколько я понимаю, ноги лучше ставить именно передней третью стопы. А на дорожнике (который находится где-то посреди шкалы между гряземесами и пластиковыми ваннами о двухста сферических пони), применимы, как мне представляется, оба варианта. А еще у меня есть Сибиха Семсотписят - так на ней невозможно ездить, поставив на подножки носки, потому что пятки спалишь к чертям, если конечно у тебя боты крупнее 36 размера (а если боты меньше, ты, наверное, выберешь байк полегче и посовременнее).
4. Продольная развесовка. Если передок слушается нормально, а зад черезчур нестабилен и контролировать его тебе слишком сложно, стОит немного откинуться назад - ты едешь уже на одном только переднем колесе. Но это редкость. Чаще бывает, что морду сносит, а зад наоборот цепляется, как зверь, окончательно выталкивая тебя из поворота. Это значит, восхождение на бак необходимо продолжить, ногу тянуть вперед усерднее, а можно и тушку склонить к рулю - короче, передок недогружен.
Я намеренно ничего не писал о траекториях. Их мильён. Обычно лучше всего ехать по той траектории, которая меньше раскатана - там не так скользко; иногда лучше выбрать какую-то продольную неровность, за которую можно зацепиться, упереться во что-то и т.п. По ходу пьесы эти траектории сто раз меняются, потому что трасса разбивается мгновенно. Что же касается поворотов, в которых условия движения позволяют всегда ехать по одной и той же "оптимальной" траектории, то по-моему, в таких поворотах и ездить неинтересно - так чего о них писать :)
Вот вкратце соображения, которыми мне захотелось поделиться с тобой в связи с твоим вопросом про повороты. Если ты имел в виду что-то принципиально другое - не взыщи, дружище, ты ж действительно не написал, на каком мотоцикле и в каких условиях собираешься поворачивать. Напишешь - и непременно найдется неленивый чел, который расскажет тебе про твою хотелку. А я тем временем напоманаю, что темная сторона силы всегда ждет тебя
Мотокросс - для тех, кто понимает, но это очень круто! Какие еще бонусы дает нам мотокросс? Ну, их немало. Во-первых, это офигенный фитнесс. Когда ты немного осваиваешься, отдыхать приходится немного реже, чем через каждые сто метров, но даже и привычный человек после часа катания выглядит так, будто это не он на мотоцикле гонял, а его гоняли - тренер со скакалкой и жена со скалкой.
Во-вторых, кросс нереально прокачивает мотоциклистскую чуйку. Причем в кроссе будничными являются именно те вещи, с которыми на ДОП мы сталкиваемся очень редко, знакомы слабо, но заслуженно считаем их весьма опасными: блокировка тормозов, занос или боковое скольжение, наезд на неожиданное препятствие или крупные неровности, появление под колесами скользкого или сыпучего покрытия. В третьих, езда на кроссаче по спецтрассе или полям-проселкам, хоть и не более безопасная, чем вождение спортбайка по треку, все-таки даже близко не так рискована, как прохваты по городу, на которые провоцируют своих владельцев сиберы и прочие летающие тарелки. Понятно, что разруха в головах, а не в спортбайках, но так сложилось, что кроссач обычно не допущен к участию в дорожном движении, в отличие от спортача. В итоге я знаю очень мало людей, которые, имея спортач, ездят гонять на трек, а по городу перемещаются спокойно и без экстрима; и еще меньше знаю я кроссменов, которые как ужаленные гоняют на своих СиЭрЭфах, КаИксах и прочих КыТыМах по городу, а на трассу скататься ленятся или жлобятся (их есть, конечно, но узок круг этих товарищей и страшно далеки они от народа). Короче, кросач дает умеренно законопослушному человеку весь положенный адреналин, не ставя в опасность жизнь окружающих его людей - и пусть в этом нет прямой заслуги кроссового мотоцикла как вида, равно как нет и вины спортбайков в печальной статистике, с ними связанной, но факты есть, и ничего с этим не поделаешь.
Ну, и в-четвертых, мотокросс - это нереально весело и кайфово, это оттяг и вштыр, это, блин, почти как с женщиной! Мотокросс, ай лав ю - ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ!!!!!!!!!!!!!!!
ЗЫ На всякий случай, уточню: все, что я описал, стоит проделывать без намордника тогда и только тогда, когда ты немного научился выполнять это на специальном моте в специальном месте, одетый в специальные шмотки, а в идеале и под присмотром специального чела (не обязательно тренера - просто умеющего кататься друга-знакомого, который присмотрит за тобой, обратит внимание на ошибки, даст совет, прикурит сигарету, может, вызовет Скорую помощь

). Короче, не пытайся без базовой подготовки исполнить это на дорогах, тем более на йобре, сибихе, бандите или что там тебе дадут на растерзание :)
ЗЗЫ Да, и не надо тебе пока на гражданском моте свешивать зад в сторону (ни в противоположную повороту, ни в одноименную). Все остальное, в принципе, к дорожнику более чем применимо, но подожди, пока у тебя устаканятся базовые рефлексы. Кстати, я обалдел, когда увидел, как Валя Росси оттопыривает ногу на ГП. Не знаю, может, это у него прикол такой - он товарищ с фантазией. Но на кроссаче он тоже пуляет так, что просто загляденье. Да и на машине. В общем, очень разносторонний парняга :)
Что касается твоих первых выездов на дорожнике, то лучше будет поворачивать без затей, наклоняясь вместе с мотоциклом и не смещая таз. При подходе к повороту отклониться назад, затормозить обоими тормозами до приемлемой скорости, попутно сбросив передачу до нужной (по первости вторая-третья, скорее всего). Дальше надо вернуться в среднюю позицию и начать наклонять плечи в поворот - при этом ты автоматически нажмешь на внутреннюю ручку руля и мотоцикл завалится на дугу (если мот не очень тяжелый, можно немного простимулировать его, нажатием внешней относительно поворота коленки - все-таки будешь вырабатывать правильные рефлексы темного джедая

). Как только мотоцикл наклонился, тут же начинаешь давить на внешнюю подножку, коленкой уцепившись за бак, и легонько открываешь газ. Пройдя апекс, увеличиваешь газ - мотоцикл начинает выпрямляться. Вуаля. Только скучно это
