Сказка о контррулении. Часть 1. Рождение мифов
- Диполь
- На форуме: 13 Лет 11 Месяцев 8 дней
- Сообщения: 17,190
- Зарегистрирован: Чт июн 09, 2011 01:39
- Откуда: Москва
- Имя: Павел
- Мотоцикл: Magna
- Пол:
Сказка о контррулении. Часть 1. Рождение мифов
Все мы понемногу увлекаемся психологией и умеем рассказывать интересные истории так, чтобы они надолго оставались в памяти слушателей. Вы спросите, какая тут связь с контррулением? Пока никакой. Но открою вам секрет: если интересная история важна многим и долго сохраняет свою актуальность, то она превращается в миф.
Происходит это очень просто.
Сначала появляется человек, который реально что-то знает. Может он сам это что-то открыл, или лично увидел, но он действительно знает. Потом у него появляется желание поделиться своим знанием с другими. А чтобы они запомнили его историю, он, как говорят психологи, добавляет туда мнемонические якоря. Иногда это делается осознанно, иногда интуитивно, - не важно. Важно то, что для того чтобы историю запомнили, в нее нужно добавить что-то эдакое – сенсацию, парадокс, гиперболу. Чтобы слушатель сказал «круто!» и изумился услышанному.
Потом слушатель делится услышанной историей с другими, те с третьими и т.д. При этом каждый четко передает другим изумивший его мнемонический «якорь», но упускает или искажает дополнительные детали. И в конце концов остается только запоминающийся парадокс, слегка приправленный комментариями, не имеющими ничего общего с исходной логикой.
Так рождается миф или догмат веры.
Но на этом история не заканчивается. Рано или поздно появляется человек, который хочет проверить истинность этого догмата. И он начинает ставить эксперименты буквально воспроизводя содержание мифа и не учитывая все утерянные нюансы исходного знания. И естественно эксперимент проваливается. Догмат веры оказывается несостоятельным. Так возникают разрушители мифов.
Однако, что делать, если миф, объясняющий какое-то явление разрушен, а явление реально существует? История повторяется и создается новый миф. И это может продолжаться бесконечно…
… Сейчас мы используем для передвижения огромный набор разнообразных транспортных средств. Тут и автомобили, и мотоциклы, и велосипеды, и поезда, и еще невесть что. Но мало кто задумывался о том, что в этом списке последними появились именно мотоциклы. Автомобили были раньше. Более того, даже велосипеды появились после автомобилей. Впрочем, это вполне логично. Человечество, привыкшее ездить на 4-х колесах и на лошадях, сначала заменило лошадей в повозке и сделало автомобиль. Потом на смену лошади в верховой езде пришел велосипед. И только после этого, объединив велосипед и автомобиль, человек создал мотоцикл.
Однако, во всей этой истории самым важным для нас является то, что все названные устройства научились поворачивать с помощью специального механизма – рулевого управления.
С автомобилем все было просто – поверни колесо в сторону и твой автомобиль поедет туда, куда ты повернул колесо. В первых автомобилях использовался прямой привод колеса – т.е. что-то похожее на руль велосипеда, где угол поворота рулевого рычага и угол поворота колеса совпадают. Аналогичный механизм вполне естественно возник и на велосипедах. Вначале система была реверсной с одним рычагом управления – поворачиваешь рулевой рычаг влево, а колесо и экипаж поворачивают вправо. Но потом появился «рогатый» руль, который нужно было крутить двумя руками. Он сохранял «правильную» логику, более удобную и понятную для восприятия – куда повернул руль, туда повернулось и колесо, туда же поехал и весь экипаж.
Так появилось первое правило руления:
Поворот экипажа осуществляется путем поворота руля и управляемого колеса в желаемую сторону на нужный угол.
Конечно же, даже в те давние времена на экипажи и их седоков в повороте действовали те же силы, что и в современных мотоциклах. Но скорости были маленькие и поэтому возникающие в повороте силы были небольшими. И никто не обращал внимания на эти силы и даже не упоминал их при описании техники руления.
Но мы с вами не можем пройти мимо этих сил. Точнее, речь идет об одной силе – центробежной. Для автомобиля, устойчиво стоящего на 4-х колесах, она вообще не важна. А вот для двухколесного велосипеда важна. При повороте центробежная сила легко опрокидывает двухколесный экипаж. И чтобы этого не произошло, центробежную силу нужно как-то компенсировать, смещая центр тяжести системы в сторону поворота. Но т.к. центробежная сила мала, да и вес велосипеда по сравнению с весом седока не так велик, компенсация легко достигалась небольшим наклоном тела в сторону поворота.
Так появилось второе правило руления:
Поворот двухколесного экипажа осуществляется путем поворота руля и управляемого колеса в желаемую сторону на нужный угол с одновременным наклоном тела к центру поворота.
Впрочем, такой небольшой наклон осуществлялся инстинктивно, поэтому обращать на него особое внимание не было необходимости. И второе правило руления осталось незамеченным.
А потом появился мотоцикл. Он имел большую скорость и большую массу, поэтому центробежная сила в повороте оказывалась значительной, а небольшого инстинктивного наклона тела было недостаточно для ее компенсации.
Тогда-то второе правило руления и было вытащено из пыльных кладовых человеческого знания. Но к этому моменту все уже привыкли, что при повороте важен только угол поворота руля и колеса. Все остальное происходит автоматически. И вот, чтобы привлечь внимание к особенностям управления мотоциклом, второе правило руления стало формулироваться в виде парадокса:
Если обычный экипаж можно повернуть с помощью руля, то поворот мотоцикла нельзя осуществить простым поворотом руля в нужную сторону. Нужно еще наклонить мотоцикл в сторону поворота для сохранения равновесия.
А потом по мере передачи этого знания между людьми уточнения насчет роли наклона и использования руля были забыты и остался запоминающийся парадокс:
Мотоцикл поворачивается не рулем, а весом (т.е. переносом центра тяжести).
Так родился первый миф об управлении мотоциклом.
Потом были придуманы другие способы управления. В частности, контрруление, о котором мы поговорим позднее. Там тоже все было не очень просто и при передаче знания возникли искажения – суть метода была перепутана с техническим приемом, позволяющим его реализовать. В результате родилось ошибочное представление, что контрруление – это толкание руля в сторону, противоположную желаемому повороту или даже просто любое приложение к рулю усилия, направленного в противоположную повороту сторону.
А потом в строгом соответствии с законами развития мифов появились люди, которые захотели проверить – а действительно ли мотоцикл поворачивается весом (смещением центра тяжести). Эти люди не знали первую часть второго правила руления насчет работы рулем, или забыли о ней и воспроизвели только сам миф – отобрали у пилота доступ к рулю и заставили его поворачивать только переносом веса. И конечно ничего путного из этого не вышло. Вписаться в поворот не удавалось. Возник новый парадокс – мы видим, что весом повернуть не удается, но когда руки на руле, поворот получается. И при этом мы помним, что поворотом руля в сторону поворота мотоцикл не управляется, а вот таинственным контррулением с толканием руля от поворота управляется.
Так родился второй миф об управлении мотоциклом:
Мотоцикл управляется только контррулением. И если вы этого не понимаете, то это не значит, что вы рулите как-то иначе. Вы все равно рулите контррулением. Просто выполняете его неосознанно.
А как же рулится мотоцикл на самом деле?
Об этом мы поговорим во второй части истории.
Продолжение следует.
http://www.motoforum.ru/forum/post2238408.html#p2238408
P.S. Скопировано с сайта мотоучебки по просьбам трудящихся..))
Происходит это очень просто.
Сначала появляется человек, который реально что-то знает. Может он сам это что-то открыл, или лично увидел, но он действительно знает. Потом у него появляется желание поделиться своим знанием с другими. А чтобы они запомнили его историю, он, как говорят психологи, добавляет туда мнемонические якоря. Иногда это делается осознанно, иногда интуитивно, - не важно. Важно то, что для того чтобы историю запомнили, в нее нужно добавить что-то эдакое – сенсацию, парадокс, гиперболу. Чтобы слушатель сказал «круто!» и изумился услышанному.
Потом слушатель делится услышанной историей с другими, те с третьими и т.д. При этом каждый четко передает другим изумивший его мнемонический «якорь», но упускает или искажает дополнительные детали. И в конце концов остается только запоминающийся парадокс, слегка приправленный комментариями, не имеющими ничего общего с исходной логикой.
Так рождается миф или догмат веры.
Но на этом история не заканчивается. Рано или поздно появляется человек, который хочет проверить истинность этого догмата. И он начинает ставить эксперименты буквально воспроизводя содержание мифа и не учитывая все утерянные нюансы исходного знания. И естественно эксперимент проваливается. Догмат веры оказывается несостоятельным. Так возникают разрушители мифов.
Однако, что делать, если миф, объясняющий какое-то явление разрушен, а явление реально существует? История повторяется и создается новый миф. И это может продолжаться бесконечно…
… Сейчас мы используем для передвижения огромный набор разнообразных транспортных средств. Тут и автомобили, и мотоциклы, и велосипеды, и поезда, и еще невесть что. Но мало кто задумывался о том, что в этом списке последними появились именно мотоциклы. Автомобили были раньше. Более того, даже велосипеды появились после автомобилей. Впрочем, это вполне логично. Человечество, привыкшее ездить на 4-х колесах и на лошадях, сначала заменило лошадей в повозке и сделало автомобиль. Потом на смену лошади в верховой езде пришел велосипед. И только после этого, объединив велосипед и автомобиль, человек создал мотоцикл.
Однако, во всей этой истории самым важным для нас является то, что все названные устройства научились поворачивать с помощью специального механизма – рулевого управления.
С автомобилем все было просто – поверни колесо в сторону и твой автомобиль поедет туда, куда ты повернул колесо. В первых автомобилях использовался прямой привод колеса – т.е. что-то похожее на руль велосипеда, где угол поворота рулевого рычага и угол поворота колеса совпадают. Аналогичный механизм вполне естественно возник и на велосипедах. Вначале система была реверсной с одним рычагом управления – поворачиваешь рулевой рычаг влево, а колесо и экипаж поворачивают вправо. Но потом появился «рогатый» руль, который нужно было крутить двумя руками. Он сохранял «правильную» логику, более удобную и понятную для восприятия – куда повернул руль, туда повернулось и колесо, туда же поехал и весь экипаж.
Так появилось первое правило руления:
Поворот экипажа осуществляется путем поворота руля и управляемого колеса в желаемую сторону на нужный угол.
Конечно же, даже в те давние времена на экипажи и их седоков в повороте действовали те же силы, что и в современных мотоциклах. Но скорости были маленькие и поэтому возникающие в повороте силы были небольшими. И никто не обращал внимания на эти силы и даже не упоминал их при описании техники руления.
Но мы с вами не можем пройти мимо этих сил. Точнее, речь идет об одной силе – центробежной. Для автомобиля, устойчиво стоящего на 4-х колесах, она вообще не важна. А вот для двухколесного велосипеда важна. При повороте центробежная сила легко опрокидывает двухколесный экипаж. И чтобы этого не произошло, центробежную силу нужно как-то компенсировать, смещая центр тяжести системы в сторону поворота. Но т.к. центробежная сила мала, да и вес велосипеда по сравнению с весом седока не так велик, компенсация легко достигалась небольшим наклоном тела в сторону поворота.
Так появилось второе правило руления:
Поворот двухколесного экипажа осуществляется путем поворота руля и управляемого колеса в желаемую сторону на нужный угол с одновременным наклоном тела к центру поворота.
Впрочем, такой небольшой наклон осуществлялся инстинктивно, поэтому обращать на него особое внимание не было необходимости. И второе правило руления осталось незамеченным.
А потом появился мотоцикл. Он имел большую скорость и большую массу, поэтому центробежная сила в повороте оказывалась значительной, а небольшого инстинктивного наклона тела было недостаточно для ее компенсации.
Тогда-то второе правило руления и было вытащено из пыльных кладовых человеческого знания. Но к этому моменту все уже привыкли, что при повороте важен только угол поворота руля и колеса. Все остальное происходит автоматически. И вот, чтобы привлечь внимание к особенностям управления мотоциклом, второе правило руления стало формулироваться в виде парадокса:
Если обычный экипаж можно повернуть с помощью руля, то поворот мотоцикла нельзя осуществить простым поворотом руля в нужную сторону. Нужно еще наклонить мотоцикл в сторону поворота для сохранения равновесия.
А потом по мере передачи этого знания между людьми уточнения насчет роли наклона и использования руля были забыты и остался запоминающийся парадокс:
Мотоцикл поворачивается не рулем, а весом (т.е. переносом центра тяжести).
Так родился первый миф об управлении мотоциклом.
Потом были придуманы другие способы управления. В частности, контрруление, о котором мы поговорим позднее. Там тоже все было не очень просто и при передаче знания возникли искажения – суть метода была перепутана с техническим приемом, позволяющим его реализовать. В результате родилось ошибочное представление, что контрруление – это толкание руля в сторону, противоположную желаемому повороту или даже просто любое приложение к рулю усилия, направленного в противоположную повороту сторону.
А потом в строгом соответствии с законами развития мифов появились люди, которые захотели проверить – а действительно ли мотоцикл поворачивается весом (смещением центра тяжести). Эти люди не знали первую часть второго правила руления насчет работы рулем, или забыли о ней и воспроизвели только сам миф – отобрали у пилота доступ к рулю и заставили его поворачивать только переносом веса. И конечно ничего путного из этого не вышло. Вписаться в поворот не удавалось. Возник новый парадокс – мы видим, что весом повернуть не удается, но когда руки на руле, поворот получается. И при этом мы помним, что поворотом руля в сторону поворота мотоцикл не управляется, а вот таинственным контррулением с толканием руля от поворота управляется.
Так родился второй миф об управлении мотоциклом:
Мотоцикл управляется только контррулением. И если вы этого не понимаете, то это не значит, что вы рулите как-то иначе. Вы все равно рулите контррулением. Просто выполняете его неосознанно.
А как же рулится мотоцикл на самом деле?
Об этом мы поговорим во второй части истории.
Продолжение следует.
http://www.motoforum.ru/forum/post2238408.html#p2238408
P.S. Скопировано с сайта мотоучебки по просьбам трудящихся..))
Последний раз редактировалось Диполь Пт июл 10, 2015 17:52, всего редактировалось 1 раз.
Настоящий 2-й номер - это девушка, которая всегда прикрывает твою спину в прямом и переносном смысле
- Korbofos
- На форуме: 11 Лет 7 Месяцев 17 дней
- Сообщения: 1,886
- Зарегистрирован: Чт сен 26, 2013 19:54
- Откуда: Зеленоград
- Имя: Владимир
- Мотоцикл: макака
- Пол:
Re: Сказка о таинственном контррулении. Часть 1. Рождение ми
Ждем продолжения
"Все будет так, как должно быть, даже если будет иначе"
Радион здорового человека!
Радион здорового человека!
- maxys146
- На форуме: 12 Лет 5 Месяцев 28 дней
- Сообщения: 20,049
- Зарегистрирован: Чт ноя 15, 2012 09:34
- Откуда: msk
- Имя: Макс
- Мотоцикл: Motocross only
- Пол:
- Контактная информация:
Re: Сказка о таинственном контррулении. Часть 1. Рождение ми
Гравицапой?Диполь писал(а):А как же рулится мотоцикл на самом деле?

Учись ездить, а не гонять!
- Samum
- На форуме: 16 Лет 1 Месяц 28 дней
- Сообщения: 212
- Зарегистрирован: Пн мар 16, 2009 11:34
- Откуда: Москва, Красносельская
- Имя: Тимур
- Мотоцикл: R1 => Warrior
- Пол:
Re: Сказка о таинственном контррулении. Часть 1. Рождение ми
Хм. Вопрос на сколько поворот острый.Диполь писал(а): отобрали у пилота доступ к рулю и заставили его поворачивать только переносом веса ...... И конечно ничего путного из этого не вышло. Вписаться в поворот не удавалось.
А так, в детстве на велосипеде без рук в 90° вписывался.
Что-то тут не так )))
Ждем вторую часть
Тот, кто перекуёт свои ружья на плуги - будет пахать на того, кто не перековал.
- Yuurbel
- На форуме: 11 Лет 11 Месяцев 3 дней
- Сообщения: 1,122
- Зарегистрирован: Ср июн 12, 2013 20:05
- Откуда: Москау
- Имя: Юрий
- Мотоцикл: Версус 650, Т-муха.
- Пол:
Re: Сказка о таинственном контррулении. Часть 1. Рождение ми
че там за контрулениее?? это когда в повороте давишь на туже рукоятку руля куда и поворачиваешь???
- chuzhakov
- На форуме: 12 Лет 8 Месяцев 9 дней
- Сообщения: 261
- Зарегистрирован: Вт сен 04, 2012 20:44
- Откуда: Москва
- Имя: Андрей
- Мотоцикл: CBR600RR
- Пол:
Re: Сказка о таинственном контррулении. Часть 1. Рождение ми
Интересная история. Посмотрим что дальше будет.
- Crocozyabra
- На форуме: 18 Лет 8 Месяцев 25 дней
- Сообщения: 10,571
- Зарегистрирован: Пн авг 21, 2006 21:01
- Откуда: Москва
- Имя: Мигель
- Мотоцикл: английский литр
- Пол:
- Контактная информация:
Re: Сказка о таинственном контррулении. Часть 1. Рождение ми
Всё, теперь ездить не смогу пока всю правду не узнаю!
А нас рать.
- Yggy
- На форуме: 11 Лет 2 Месяцев 7 дней
- Сообщения: 5,094
- Зарегистрирован: Чт мар 06, 2014 08:52
- Откуда: Волгоград
- Имя: Денис
- Мотоцикл: XJ6
- Пол:
Re: Сказка о таинственном контррулении. Часть 1. Рождение ми
Блин, я чувствую себя точь-в-точь как в кинотеатре при титрах после первой части "Хоббита..."
- Ryba
- На форуме: 14 Лет 8 дней
- Сообщения: 70
- Зарегистрирован: Чт май 05, 2011 15:09
- Откуда: С-Петербург
- Имя: Владимир
- Мотоцикл: Yamaha TDM
- Пол:
Re: Сказка о таинственном контррулении. Часть 1. Рождение ми
Только одно упущение, в принципе не меняющее суть, ибо работают другие силы. Центробежной силы - НЕ СУЩЕСТВУЕТ.
Как только появляется мысль " Проскочу " - сразу жми на тормоз !
- Exlibris
- На форуме: 11 Лет 10 Месяцев 21 дней
- Сообщения: 2,317
- Зарегистрирован: Вт июн 25, 2013 17:29
- Откуда: Москва
- Имя: Митя
- Мотоцикл: FZ6-SA S2
- Пол:
Re: Сказка о таинственном контррулении. Часть 1. Рождение ми
У тебя руль не фиксировался, ты его поворачивал как бы телом, а в том эксперименте руль намертво фиксировали прямо.Samum писал(а):А так, в детстве на велосипеде без рук в 90° вписывался.
-
- На форуме: 13 Лет 1 Месяц
- Сообщения: 1,364
- Зарегистрирован: Чт апр 12, 2012 16:03
- Род занятий: Реклама на радио, аудио-ролики
- Откуда: Москва
- Имя: Максим
- Мотоцикл: Верховина Ш-57
- Пол:
Re: Сказка о таинственном контррулении. Часть 1. Рождение ми
А рулится он рулем, а не весом и телом. А особенность контрруления заключается в том, что мотоцикл - это гироскоп, который при прямолинейном движении находится в состоянии устойчивости и когда нам надо повернуть, нужно вывести гироскоп из состояния устойчивости, а для этого и нужно это самое загадочное контрруление)))) (ну или телом подергаться, на маленьких скоростях)Диполь писал(а):А как же рулится мотоцикл на самом деле?
Последний раз редактировалось Goa7i Пт июл 10, 2015 11:42, всего редактировалось 1 раз.
- Samum
- На форуме: 16 Лет 1 Месяц 28 дней
- Сообщения: 212
- Зарегистрирован: Пн мар 16, 2009 11:34
- Откуда: Москва, Красносельская
- Имя: Тимур
- Мотоцикл: R1 => Warrior
- Пол:
Re: Сказка о таинственном контррулении. Часть 1. Рождение ми
Дайте ссылку почитать про эксперимент.Exlibris писал(а):в том эксперименте руль намертво фиксировали прямо.
И дополнительный вопрос на каких скоростях он проводился?
Тот, кто перекуёт свои ружья на плуги - будет пахать на того, кто не перековал.
- TinaoCitizen
- На форуме: 10 Лет 1 Месяц 24 дней
- Сообщения: 644
- Зарегистрирован: Ср мар 18, 2015 22:19
- Откуда: Москва
- Имя: Роман
- Мотоцикл: FZ8-SA, ZX-10R
- Пол:
- Контактная информация:
Re: Сказка о таинственном контррулении. Часть 1. Рождение ми
Саги про контрруление - ненужная информация.
Оно выполняется автоматически, когда наклоняешь мот в повороте, всегда (или я не прав?). Об этом просто никто не задумывается
Оно выполняется автоматически, когда наклоняешь мот в повороте, всегда (или я не прав?). Об этом просто никто не задумывается