SheWolf писал(а): Чт ноя 11, 2021 20:09
гироскопический эффект стремится поднять хреновину вертикально
Стоп-стоп-стоп-стоп... гироскопический эффект никуда не стремится никого ни поднять ни опустить... гироскопический эффект всего лишь заставляет тело сопротивляться изменению своего положения относительно инерциальной системы координат, то есть банально это стабилизация текущего положения... эффект МОТОпокрышки (в отличие от АВТОпокрышки) заключен именно в форме профиля протектора - она круглая. Чтобы проще было представить физику, представь, что колесо это два конуса, соединенных между собой торцами (основаниями) (ну или что покрышка треугольная в поперечном сечении). Так вот, при наклоне такого колеса в одну из сторон, колесо начинает катиться конусной частью и начинает поворачивать именно в эту сторону, как конус... это действует следующим образом... представь, что над колесом закреплена высокая палка с закрепленным на конце грузом... если колесо стоит, то оно рано или поздно рухнет вместе с палкой... теперь представь, что колесо двигается, точнее катится... и колесо вот такое вот с таким двухконусным профилем... что произойдет, если палка с грузом накренится вправо?... правильно, колесо тоже повернет вправо, тем самым вернув опору под палкой в отвесное состояние и тем самым заново сбалансировав вес груза на палке... система из неустойчивой переходит в класс устойчивой (устойчивое равновесие - при отклонении от равновесия система стремится к нему вернуться)... это про моноколесо щас было... теперь два колеса... тут надо принять во внимание еще один немаловажный фактор... чем меньше радиус кривизны поперечника протектора, тем при одном и том же угле наклона колесо будет ресче стремиться повернуть в сторону наклона... для понимания опять можно представить конус, чем он ниже (от основания до вершины), тем его окружность поворота при качении будет меньше... возвращаясь к реальному колесу можно теперь утверждать, что колесо с более узким протектором (с меньшим радиусом округлости поперечника протектора) или вообще не круглое а параболическое, будет заныривать сильнее при одном и том же наклоне... так, с этим ясно?... идем дальше... если на переднее и заднее колесо поставить одинаковой ширины резину (с одинаковой кривизной поперечника протектора), то при наклоне мопеда он сохранит курсовое направление, поскольку пред и зад пойдут одинаково... вспоминаем конусы - оба колеса сместятся вбок одинаково... если переднее колесо сделать уже, то есть сделать ему радиус окружности поперечника протектора меньше, то переднее колесо будет стремиться сместиться в сторону наклона сильнее чем более широкое заднее... то есть мопед при наклоне начнет поворачивать в сторону наклона - пойдет по кривой... и чем сильнее наклон, тем поворот будет круче (сохраняется и даже усиливается стабилизирующий эффект, который будет стремиться вернуть мотоцикл в вертикальное положение)... на этом строится физика именно поворота (а не параллельного смещения) мопеда в наклоне. то есть если каким-то образом наклонить мопед, то можно повернуть даже БЕЗ ПОВОРОТА РУЛЯ... именно из-за этого эффекта поворот с наклоном можно выполнить с МЕНЬШИМ радиусом чем поворот без наклона при одинаковом отклонении руля, на этом строится техника сверхкрутых поворотов на малых скоростях с контрсвешиванием, можно крутить габаритную восьмерку очень узко, уже чем при почти вертикальном положении мопеда... правда при этом придется добавить скорости, чтобы в таком низком наклоне не упасть... по этому производители и ставят на перед колесо поуже - чтобы увеличить поворачиваемость мопеда... там можно и дальше развивать эту тему, придем к тому, что чем выше скорость, тем выше стабилизирующее действие округлого МОТОпротектора, на высокой скорости можно вообще к рулю не прикасаться и мопед будет ехать прямо, а на низкой скорости держать равновесие сложнее и вообще можно упасть... ну так вот... никаких гироскопов, никаких сил Кориолиса, мопед едет вертикально сам, без ездока сугубо благодаря форме протектора и только ему... обуй мопед в квадратные автошины и устанешь равновесие держать а повороты вообще мукой будут, а в наклоне можно упасть...
Отдельно могу рассказать про физику контрруления если надо, но там все просто и я уже это почти рассказал... напомню, контрруление это прием, позволяющий почти мгновенно наклонить мопед, не смотря на его большой вес и нехилую инерционность, стабилизирующее действие проектора и эффект гироскопа колес... чтобы наклонить мопед можно пойти двумя путями... вспоминаем колесо, закрепленную на нем палку, на которой сверху наложен (или положен) груз... первый способ наклонить всю систему - свесить груз в сторону, сместить его за точку опоры - пятно контакта колеса с дорогой... мопед постепенно (все быстрее и быстрее) начнет крениться... для быстрого наклона нужно сильно сместить груз на палке, при этом если палка короткая или груз нетяжелый, это может затянуться, то есть сила отклонения должна быть существенная... а вспоминая отношения весов среднего водятла и веса среднего мотоцикла можно смело сделать вывод - этот способ недостаточно быстр, а отклоняющее усилие ограничено весом водятла... есть второй способ, совершенно противоположный первому по сути - вместо смещения груза на палке сместить точку опоры - колесо, увести его в сторону из под палки с грузом... при этом наклон будет достигнут мгновенно, по мере смещения колеса в сторону, поскольку в этом случае отклоняющим воздействием выступает сила сцепления колеса с дорогой, а она, как мы знаем, весьма и весьма существенная на сухом чистом асфальте... как сместить колесо в сторону на реальном понтоцикле?... правильно, повернуть руль!... но повернуть нужно в сторону, противоположную желаемому наклону... то есть, если надо накренить мопед вправо, мы должны отклонить руль влево - колеса уйдут влево а груз (водятел) продолжая двигаться в прямолинейном направлении, окажутся справа от колес, по факту мотоцикл накренится вправо... все просто... причем, для сохранения крена нужно удерживать руль в том же положении... а когда надо устранить крен, просто отпускаем руль, мопед сам возвращается в вертикальное положение (благодяря эффекту круглого протектора, описанному выше)...
такова моя версия физики... как всегда, ни на что не претендую...
